Способности детей на кончиках пальцев

Способности детей на кончиках пальцев

 

Представление, что при любом двигательном тренинге….

упражняется не рука, а мозг, вначале казалось

парадоксальным и лишь с трудом проникло

в сознание педагогов.

Н.А.Бернштейн

 

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский

 

Академик И.П.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Плохая моторика пальцев дает низкие результаты при выполнении различных заданий. При их выполнении ребенок быстро устает, у него падает работоспособность.

Чем же в этом случае мы можем помочь ребенку?

На каждом занятии необходимо уделять 2-3 минуты на развитие мелкой моторики (обязательно с сопровождением речи). Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

— массажных мячиков;

— платочков;

— ковриков;

— крупные бигуди;

— прищепок;

— счетных палочек

— зубных щеток;

— бус;

— щеток;

— шестигранных карандашей;

и т.д.

Это и будет одним из составляющих элементов работы — кинезиологическая коррекция. Этот метод позволяет улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.       При таких видах деятельности, как плетение, накалывание бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги, используются движения первых трех пальцев, которые активны обычно в быту. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначается как социальная зона руки. Два последних пальца — безымянный и мизинец — находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя в упражнениях безымянный палец и мизинец, мы на треть снижаем эффективность методики. На занятиях по развитию тонкой моторики необходимо использовать не только движения сжатия, но и растяжения — расслабления, т. е. сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц — сгибателей и разгибателей. Для получения максимального эффекта упражнения должны включать:

— сжатие, растяжение и расслабление кисти;

—  изолированные движения каждого из пальцев.

Кинезиологические занятия дают как немедленный, так кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Результативность упражнений зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть индивидуальными или групповыми.

В случае, когда воспитанникам предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы.

В первые годы жизни ребенка настолько важен опыт игр с водой, песком, шишками, каштанами и пр. и пресытить этим ребенка просто невозможно. В дошкольном возрасте ребенку нужно дать как можно больше возможностей навозиться в «грязи» и наплюхаться в воде. А проведенный месяц с ребенком на пляже заменит вам месяц хождения в очень хороший развивающий центр.

Одной из лучших универсальных игрушек для детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является так называемые «сенсорные коробки» или, как еще их называют, «песочницы» для органов чувств.

Чтобы сделать такую коробку вам понадобится, собственно, коробка (картонная, деревянная или пластиковая, даже любой таз подойдет), наполнитель, мелкие игрушки (для разыгрывания сюжета), инструменты (лопатки, маленькие грабли, различные ложки), какие-либо емкости (бутылочки, тарелочки разной формы, корзинки).

Никаких жестких требований здесь нет – только ваша фантазия и доступные средства.

Наполнителем может быть все что угодно, приведу лишь для примера:

  1. Различные крупы, простые или окрашенные
  2. Различные бобовые (фасоль, чечевица, горох и т.д.)
  3. Сухие и свежие листья, различные травы
  4. Различные осенние богатства (шишки, каштаны, палочки)
  5. Галька, мелкие камешки и большие камни
  6. Песок – отдельная тема
  7. Мука, крахмал
  8. Соль, крупная и мелкая, окрашенная
  9. Мелкие бусины, фишки от мозаики, пуговицы.

Попробуйте увести ребенка, если он наткнется на такую коробку, НЕВОЗМОЖНО! Только, важно чаще менять содержимое.

Сенсорные коробки можно делать тематическими, на любые темы. Например: осень, зима, море, пустыня, сотворить болото, воссоздать жизнь насекомых, максимально задействуя природный материал. А можно просто делать из того, что сейчас под рукой.

И еще очень важный момент, закончить игру, прежде, чем ребенок пресытится этими впечатлениями. То есть, до того момента, как он начнет все раскидывать и рассыпать. Не пропустите этот момент!

И после этого, убрать все из зоны доступа, чтобы следующая подобная игра была очень желанной для ребенка.
Яндекс.Метрика
Создание сайта веб-студия "5 правил"