Тренинг «Экологичное общение» (профилактика дезадаптации несовершеннолетних)

Тренинг «Экологичное общение»

(профилактика дезадаптации несовершеннолетних)

Автор: педагог-психолог Зайцева А.В.

Педагоги-психологи учреждения наблюдают, что дети, проходящие реабилитацию в учреждении, так или иначе находятся в стрессовой ситуации. Они вынуждены достаточно большое время проводить вместе, зачастую рассчитывая (в вопросах общения, развлечения, реакций на поведение от равного или примеров альтернативного поведения) только друг на друга. В связи с этим психологи считают, что коррекционная программа, предложенная воспитанникам, должна быть направлена на формирование из детского коллектива команды. Такая программа – «Экологичное общение» – успешно реализуются в учреждении. Тренинг рассчитан на подростков 13 – 16 лет.

Цель: развитие социальных и личностных качеств, необходимых для экологичного взаимодействия детей подросткового возраста

Задачи:

  1. Развитие личностной и социальной ответственности каждого воспитанника.
  2. Формирование интереса к сотрудничеству, готовности вступать в конструктивное взаимодействие, бережно относиться к себе и окружающим.
  3. Обучение принципам экологичного общения с окружающими.
  4. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
  5. Развитие коммуникативных качеств и навыков.
  6. Сплочение воспитанников учреждения одной возрастной категории.

Ожидаемые результаты:

  • Способность понимать себя и свои потребности.
  • Способность понимать и принимать себя разного.
  • Самостоятельность и активность в решении внутренних и межличностных конфликтов.
  • Повышение уровня ответственности, формирование способности адекватно оценивать себя, свои способности, возможности и ограничения.
  • Склонность к экологичному экспериментированию в общении.
  • Повышение уровня коммуникативных навыков.
  • Укрепление групповой сплоченности.

 

Тематика тренинговых занятий

 

  1. «Я среди других. Вводное»
  2. «Безопасность»
  3. «Интерес»
  4. «Доверие»
  5. «Симпатии и чувства»
  6. «Уважение и сотрудничество»
  7. «Благодарности».

В данной программе максимальный акцент направлен на формирование внутригрупповой безопасности и сплочение детского коллектива. Это связано с тем, что в тренинге используются задания, выполнение которых имеет смысл только при высоком уровне безопасности внутри группы. Это следует иметь в виду при необходимости ввести в уже идущую программу новых участников.

 

 

Занятие 1. «Я среди других. Вводное»

 

Задачи:

  • представить тренинг, обсудить правила поведения
  • способствовать сплочению коллектива
  • развивать коммуникативные навыки
  • учить понимать и осознавать свое место и отношение к коллективу
  • формировать интерес друг к другу.

 

Вводная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • самое хорошее событие за неделю
  • настроение сейчас
  • ожидание от тренинга.

Основная часть

Вступительная беседа

Цель: представить новый тренинг, настроить на серию совместных занятий.

– Мы с вами начинаем новый тренинг. Это еженедельное занятие, которое будет проходить по возможности в том же составе.  Тренинг называется «Экологичное общение».

–  Как вы думаете, что значит «Экологичное общение»?

–  К слову «экологичный» можно подобрать такие синонимы как «бережный», «безопасный». Бывало ли такое в вашей жизни, что общение с кем-то вас ранит, или вам неприятно?

–  Как вы думаете, почему так может происходить?

–  Мне кажется, основными причинами ранящего общения, конфликтов, часто оказывается то, что люди не всегда понимают друг друга, а иногда бывает так, что не до конца понимают и себя, например, не всегда могут точно обозначить свои желания.

Игра «Крокодил»

Цель: развитие интереса к занятию и друг к другу, развитие коммуникативных навыков.

Ведущий загадывает первому участнику слово так, чтобы никто его не слышал. Первый участник должен объяснить это слово только игрокам своей команды, не называя его. Игроки его команды должны попытаться угадать, какое слово было загадано, высказывая всевозможные варианты ответов. Тот, кто назвал загаданное слово правильно, становится следующим «рассказчиком», первый участник загадывает ему новое слово. Далее тот, чье объяснение угадали загадывает новое слово угадавшему.

Обсуждение правил группы

Цель: обсудить правила общения на занятиях, формировать условия для безопасного общения в группе.

–  А как вы думаете, а что в первую очередь нужно сделать в нашей группе, чтобы нам стало более комфортно общаться.

– Каждый из вас предлагает свои идеи. Каждому из вас хочется, чтобы группа была комфортна именно ему. Мне же кажется, что важно, чтобы наша компания была более или менее комфортна всем, каждому участнику. И единственный способ, который я знаю, как это можно сделать – это договориться. Договориться о том, что на занятиях можно, а чего нельзя, что будем делать, а что – нет. То есть договориться о правилах группы.

–  Назовите те правила, которые вы хотели бы, чтобы были приняты в группе.

Психолог записывает все предложенные варианты. После этого каждое правило обсуждается и либо принимается, либо отвергается.

Правила, которые было бы неплохо предложить психологу:

  • общение по принципу «здесь и теперь» (не переключаться с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий),
  • персонификация высказываний (вместо высказываний «считается…», «некоторые считают, что…» в группе учат говорить, используя формы «я считаю, что…»),
  • акцентирование на языке чувств (констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение»),
  • активность (реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще),
  • доверительность («Говорить только правду, или хотя бы не врать», правило «Стоп»),
  • конфиденциальность («не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за пределы группы),
  • «Если кто-то говорит, он говорит один».

Итак, теперь у нас есть общие правила. Общие правила подсказывают, что и как делать, помогают определять победителя.

Упражнение «Измерь друг друга».

Цель: дает возможность участникам хорошо познакомиться и сблизиться, координируя свои действия в команде.

–  Вам необходимо разделиться на две команды.

Команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество родных братьев и сестер стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – сзади. Разговаривать не разрешается.

–  Когда команда решит, что стоит правильно, ее участники должны встать в положение прямо, руки по швам и крикнуть «Сделано!»

Прежде чем объявить новый критерий построения, дать построиться оставшимся членам команды. Проверить, действительно ли первая команда построилась правильно.

Далее микрогруппы выстраиваются по следующим критериям:

  • по количеству братьев и сестер у каждого,
  • по числу видимых пуговиц на одежде,
  • по размеру обуви,
  • по длине волос,
  • по длине большого пальца руки (от второго сустава до кончика пальца),
  • по росту (ноги на полу, руки вытянуты вверх),
  • по наиболее дальнему путешествию, предпринятому участниками.

–  Чем лучше мы понимаем, с кем мы имеем дело, тем проще нам общаться. Все вы друг друга уже, как вам кажется, хорошо знаете. И все-таки, как мне кажется, каждому из вас удастся чуть-чуть удивить других.

Упражнение «Мое государство» (автор: Данилова И., упражнение модифицировано) использовать только в очень зрелых группах.

Цель: предложить участникам форму представления себя остальным, развивать интерес друг к другу, дать возможность получить опосредованную обратную связь.

–  Поверхностно мы с вами познакомились. Однако, чем лучше мы друг друга понимаем, тем проще друг с другом общаться, поэтому давайте попробуем рассказать о себе более глубоко.  Или точнее, представить себя более подробно – например, в виде государства. Если бы вы были бы государством, то каким? Среди суши или на островах? Кто бы у вас правил – царь, или были бы выборы? За что бы в вашем государстве наказывали? Как? Дружили бы вы с соседями, торговали бы? Чем? Какая у вас была бы армия?

Раздать каждому участнику по листу бумаги, выложить в центр круга большую коробку с разноцветными карандашами.

– Попробуйте на этих листах нарисовать себя в виде государства.

Рисунки обсуждаются сразу по исполнении, особенно важно прояснить, с какими государствами хочется/ или не хочется поддерживать отношения и почему.

–  Хорошо, вы увидели, какие мы все разные. Присмотрите себе человека, с которым, как вам кажется, у вас довольно много общего.

Упражнение «Найди общее» (автор: Кулавина Н.Н.).

Цель: сплочение коллектива, формирование интереса другу.

– Ставлю вам задачу: за определенный отрезок времени найти как можно больше черт, которые между вами общие. Время для выполнения: около 5 минут.

Если группа большая, то участники собираются в четверки и задание повторяется. Если группа достаточно маленькая (до 6 человек), разбиться можно на 2 тройки):

–  Теперь вы по очереди будете зачитывать те качества, которые вы нашли. А я буду записывать те качества, которые совпали в обеих группах.

–  Давайте посмотрим, сколько общих качеств у вас получилось.

Психолог зачитывает получившийся список.

– Оказывается, в этих качествах вы все между собой похожи. А значит, примерно представляете, чего друг от друга можно ожидать.

 

Заключительная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • какое настроение у вас сейчас
  • изменилось ли оно по сравнению с вашим состоянием до начала тренинга
  • как вы себя чувствовали во время выполнения упражнений.

 

Занятие 2. «Безопасность»

 

Задачи:

  • способствовать формированию интереса друг к другу, к взаимному общению, пониманию ценности каждого члена группы,
  • учить обеспечивать собственную безопасность в группе,
  • способствовать сплочению коллектива,
  • развивать коммуникативные навыки.

 

Вводная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • самое хорошее событие за неделю
  • настроение сейчас
  • ожидание от тренинга.

Основная часть

Интерактивная беседа, цель: настроить на курс тренинговых занятий, повторить правила

–  Итак, мы продолжаем наш тренинг. Прежде чем перейти к теме сегодняшнего занятия, давайте вспомним правила поведения, которые мы приняли на прошлом занятии.

Дети называют правила, которые помнят, после чего психолог вывешивает список на доску.

–   Как вы думаете, нужно ли соблюдать эти правила? Зачем?

 

Вступительная беседа

Цель: актуализация темы занятия, знаний о необходимости безопасности для экологичного общения.

–   Я хочу вам напомнить высказывание Антуана де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы думаете, почему он так сказал?

–   Всегда ли человеческое общение – роскошь? Бывало ли так с вами, что общение приносит больше боли и неудовольствия, чем удовольствия?

–   Как вы думаете, почему это так происходит?

–   А что нужно, чтобы общение приносило удовольствие, становилось роскошью?

–   Одно из самых главных условий экологичного общения – это безопасность. Согласны вы или нет с таким утверждением? Почему?

–  Можно ли раниться в общении?

Давайте с вами попробуем упражнение, в котором вы можете сами выбирать, как именно вам хочется общаться. Но общаться мы будем не словами, а действиями.

 

Игра «Посудомоечная машина» (С.Прокопюк, «Гештальт терапия с детьми, вып.2, Наши любимые методики»)

Цель: прояснение и установление личностных границ в групповом взаимодействии, сплочение группы.

Один из участников стоит между двумя шеренгами. Он выбирает, кем он будет – какой посудой; рассказывает как можно более подробно, из чего он сделан, что с него последний раз ели, как сильно его нужно мыть. После этого «посудина» двигается через строй участников, которые отмывают его в зависимости гот его пожеланий.

Ведущий должен быть внимательным к тому, чтобы остальные участники исполняли волю «посудины» и к тому, что скажет человек и покажет своим телом и лицом по выходе из «машины».

–  Кому понравилось упражнение?

–  Кому было не очень комфортно?

–  Как вы думаете, от чего, в первую очередь, зависело, было ли комфортно в этом упражнении?

–  Конечно, в первую очередь, это зависело от того, хорошо ли вы обозначили свое желание. Правда ли вам хотелось именно того, что вы говорили. И, конечно, от того, пошил ли ребята вам навстречу.

–  А можно ли раниться словом? Расскажите, как?

–  Почему это происходит?

–   Так что же надо делать, чтобы общение было безопасным?

Нужно обозначить свои границы и общаться только с теми, кто готов соблюдать их.

 

Упражнение «Границы» (Е. Богданова).

Цель: помощь в исследовании собственных границ (размер), обозначение трудностей, которые возникают при их установлении в обществе.

Группа делится на первый-второй. Первые берут веревки, ограничивают в пространстве «свои границы». Вторые – ходят в гости, стараясь обращаться с границами бережно, учитывать мнение их хозяев.

Далее – небольшое обсуждение и первые и вторые меняются ролями и (если есть необходимость) находят себе новых партнеров.

Дать время на обсуждение.

–  В прошедшем упражнении мы с вами ограничивали свои границы буквально, прямо в пространстве. А как можно ограничить психологические границы?

–  Психологические границы обозначаются, в первую очередь, секретами, тем, о чем мы не хотели бы говорить или тем, чем бы не хотелось заниматься.

 

Мозговой штурм

Тема: чем бы я не хотела здесь заниматься, цель: создание безопасной атмосферы, развитие умения отстаивать свои границы.

Предварить беседой о психологической безопасности, обозначить, что для такой безопасности важно обозначить свои границы недопустимого.

Собирается максимум недопустимых действий и тем разговора на общий лист.

Упражнение «Секрет» (Сидорова Т.А.).

Цель: учить обеспечивать свою психологическую безопасность, способствовать большей безопасности и сплоченности в группе.

Все «запретные» темы разговора озвучены еще раз либо обозначены на доске, ватмане и т.д. Участникам предлагается встречаться друг с другом в броуновском движении (походить, посмотреть друг другу в глаза, выбрать того, к кому хочется подойти) и говорить «на ушко» о чем именно не хотелось бы говорить (чего не хотелось бы, чтобы случилось) на этом тренинге. По окончании – обсуждениие впечатлений (если есть потребность в группе).

– Как еще можно сделать общение в группе более комфортным и безопасным?

–  Правильно, всегда уютнее в большой группе,  если есть кто-то, кому ты доверяешь, на кого можно положиться. Того, кто может бережно относиться к нам, мог бы насподдержать. Это может быть кто-то один, как в следующем упражнении.

Упражнение «Слепой и поводырь» (МЦ «Перекресток»)

Цель: формировать групповое доверие, дать опыт ответственности и беспомощности, доверия к партнеру.

Участник с завязанными глазами и поводырь проходят на другой конец комнаты, преодолевая препятствия. Остальные наблюдают.

Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему доверяют.

Полезно менять маршрут и расположение препятствий перед каждой парой.

Можно ограничить вербальный контакт между партнерами, это углубляет понимание.

Полезно, чтобы прохождение не сопровождалось советами и замечаниями со стороны.

– Также опорой и поддержкой может быть вся команда, если вам удастся договориться. Давайте попробуем.

Упражнение «Нога к ноге».

Задача: развивать взаимодействие и способность почувствовать другого

Группа встает плечом к плечу и нога к ноге, впереди – веревка, обозначающая финишную линию Задача – пройти заданное расстояние, не нарушив тесного контакта со своими соседями. Скорее всего, понадобится несколько попыток. Целесообразно установить временной ограничитель и дать участникам, например, еще две попытки – для помощи в концентрации.

–  Благодаря чему вы справились? (Что помешало выполнить задание?) Какой вывод можно сделать?

Заключительная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу говорит отвечает на следующие вопросы:

  • какое настроение у вас сейчас
  • изменилось ли оно по сравнению с вашим состоянием до начала тренинга
  • как вы себя чувствовали во время выполнения упражнений.

 

Занятие 3. «Интерес».

 

Задачи:

–  развитие интереса к себе и друг к другу,

–  развитие эмпатии, невербальных коммуникативных навыков,

–  способствование сплочению коллектива, формированию чувства общности.

 

Вводная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • самое хорошее событие за неделю
  • настроение сейчас
  • ожидание от тренинга.

 

Основная часть

Вступительная беседа

Цель: актуализация темы занятия, знаний о том, что в общении много интереса.

–   Давайте вспомним, что важно для экологичного общения (внимание к себе и к окружающим).

–   Как вы думаете, что еще может быть важно?

–   Вы назвали правильные вещи, но я не буду вам сейчас говорить, что из названного будет темой нашего сегодняшнего занятия. Мы выполним одно упражнение, а вы попробуете догадаться.

Упражнение «3 правды, одна ложь» (Н.И. Козлов)

Цель: развитие интереса друг к другу, к взаимному общению, способствовать лучшему узнаванию друг друга.

Каждому участнику предлагается придумать о себе 3 правды и одну ложь и озвучить их в случайном порядке. Остальные дети должны догадаться, что именно из высказываний – ложь.

–  Правильно, еще одна важная составляющая экологичного общения – интерес друг к другу.

–  Как можно развивать интерес к другому человеку или к самому себе?

–  Можно ли заинтересоваться тем, чего совсем не знаешь?

Упражнение «Моя карточка» (Н.И. Козлов, «Лучшие психологические игры и упражнения»)

Цель: развитие способности к рефлексии, интереса к самому себе.

–  Для работы всем понадобятся ручка и небольшие листы бумаги – карточки, на которых вы будете записывать ответы на вопросы о себе, не подписывая свое имя. Запишите 5 ответов на вопрос «Кто я?»

Следует еще раз напомнить, чтобы не писали свое имя и подсказать, что на вопрос «Кто я?» отвечать можно по-разному: мужчина, гражданин, мерцающая звездочка, сын, лентяйка, солнышко, искорка в ночи, ручеек, водопад и т.д.

– Запишите 5 ответов на вопрос «Какой я?»

Предупредите, чтобы не писали банальности типа «добрый, умный, честный». Пусть подумают над вопросами «Чем я отличаюсь от других? Чем я для себя внутренне узнаваем?»

–  Запишите свой девиз. Девиз – это коротко сформулированное основное жизненно правило. Если кто-то не задумывался над своим девизом, сделайте это сейчас. Чтобы облегчить вашу задачу, я зачитаю девизы, которые были озвучены на предыдущих занятиях: «Бди!», «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», «Волненье сердца радостным должно быть и  больше никаким», «Живи здесь и сейчас», «Дорогу осилит идущий», «Рядом – тоже люди», «Прорвемся», «Я хочу нести людям радость».

Время на работу – 10 минут под тихую музыку.

Каждый зачитывает свои девизы (только девизы), сдает свою карточку.

Игра «Ассоциации».

Цель: развитие интереса друг к другу, эмпатии, получение обратной связи

Участники тайком от водящего загадывают одного из присутствующих. Водящий возвращается к группе и пытается угадать, кого загадали, задавая вопросы на ассоциации (На какой цветок похож этот человек, на какое животное, на какую мебель и т.д.).

Упражнение «Угадай, чья карточка» (Н.И. Козлов, «Лучшие психологические игры и упражнения»).

Цель: развитие интереса друг к другу, формирование интереса к занятию, сплочение коллектива.

Ведущий наугад вытаскивает и зачитывает карточки («Кто я?», «Какой я?»), все пытаются угадать, чья эта карточка.

–  Хорошо, когда нам вместе интересно. Но давайте вспомним и о самом первом кирпичике экологичного общения – безопасности.

Упражнение «Слепой треугольник» (МЦ «Перекресток»).

Цель: групповое взаимодействие, выявление лидеров, дать возможность получить опыт новых форм взаимодействия с миром, сплочение коллектива.

Участникам завязывают глаза и предлагается найти спрятанную в комнате веревку и сделать из нее равносторонний треугольник так, чтобы все участники держались за веревку.

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Важно обеспечить безопасность участникам при поиске веревки.

Упражнение «Общая мелодия» (конференция МГИ, 2013)

Цель: учить быть внимательным друг к другу, сплочение.

Участникам предлагается издавать какой-нибудь звук, какой им сейчас больше по душе. Прислушиваясь друг к другу, издавать звуки таким образом, чтобы получилась общая мелодия. Хорошо предварить упражнение обсуждением (любите ли вы петь, получалось ли петь что-то случайно, свое, пробовали ли петь в хоре, обращали ли внимание на согласованность звучания хора).

Завершить упражнение обсуждением, приятно ли быть согласованными.

 

Заключительная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу говорит отвечает на следующие вопросы:

  • какое настроение у вас сейчас
  • изменилось ли оно по сравнению с вашим состоянием до начала тренинга
  • как вы себя чувствовали во время выполнения упражнений.

 

Занятие 4. «Доверие»

 

Задачи:

– сплочение коллектива,

– учить определять уровень своей безопасности, легализовать разные степени безопасности,

– учить доверять друг другу и оправдывать доверие,

– развитие интереса  себе и друг другу,

– укрепление безопасности в тренинговой группе,

– развитие эмоционального интеллекта.

 

Вводная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • самое хорошее событие за неделю
  • настроение сейчас
  • ожидание от тренинга

 

Основная часть

Вступительная беседа

Цель: актуализация темы занятия, знаний о необходимости доверять друг другу для экологичного общения.

– Давайте вспомним, из чего строится экологичное общение?

– Правильно, из того, чтобы чувствовать себя в безопасности, а также из интереса друг другу. Из этих двух слагаемых может получиться доверие.

– Для того, чтобы понять, в чем, как и насколько можно доверять тому или другому человеку, нужно понимать и представлять, какой он, на что он способен, что с ним можно, а что он не терпит, и так далее.

Упражнение  «Могу ли представить» (Н.И.Козлов, «Лучшие психологические игры и упражнения»)

Цель: развитие интереса друг к другу, эмпатии, получение обратной связи в коллективе.

– Психолог может многое рассказать о человеке, только глядя на его лицо. Он может увидеть его разным в разных состояниях и разных ситуациях, некоторые люди вписываются или не вписываются в ваши представления. И если у вас тренированное, развитое воображение, вы можете многое узнать об этом человеке: каков он сейчас, каково его прошлое и его будущее. Давайте этому учиться!

Если в группе больше 8-10 человек, группа делится на 2 подгруппы.

Ведущий дает задания: без музыки, в спокойно-веселом стиле.

– Смотрите друг на друга и попытайтесь живо представить, как кто плачет. Видите его плачущим? Кого в этом образе представить легко, кого – не получается? Покажите рукой. Теперь другие образы (с таким же указанием рукой, кого увидели сразу или почти сразу, с минимальными комментариями): видите его объясняющимся в любви?

Ведущий делает паузу секунд на 30, во время которой участники показывают рукой на тех, кого увидели…Такие же паузы и после следующих вопросов.

– Растерянным? Видите, как он хитрит? Как он грубит? Кого легко увидеть обиженным?

– Другой ряд образов: можете ли представить его скачущем на лошади ковбоем (амазонкой)? Кого легче представить на пони, осле? Другие образы: овеваемый ветрами романтик с горящими глазами, добрый повар (повариха), торговец на базаре, величественно сидящий на троне царь.

Это упражнение обычно идет под смех и энергичные комментарии. Психолог должен направлять их так, чтобы комментарии не превращали упражнение в пустое развлечение.

– Давайте обсудим результаты и свои переживания. Как вы думаете, что зависело от воображения, что – от личности того, кто был предметом изучения? О чем говорит то, что одного человека в определенном образе увидеть трудно, а другого легко?

– Вы попытались представить других участников в разных образах, и теперь вы немножко больше понимаете – или чувствуете – друг друга, а значит, немножко больше знаете, где и как можете рассчитывать, полагаться, доверять друг другу.

Упражнение «Растопи круг» (Н.И. Козлов, «Лучшие психологические игры и упражнения»)

Цель: стимулировать готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

Все встают в круг и берутся за руки. Доброволец (водящий) входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение, самые лучшие человеческие чувства.

– Вы не имеете желания того, кто выпустить того, кто в кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам, если, на ваш взгляд, человек искренне отдает вам свою душу, — вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей – оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно.

На каждого дается 2-3 минуты. Кто сделает шаг вперед и войдет в круг, чтобы испытать себя?

Упражнение «Тропа доверия» (И. Данилова, М. Адамович)

Цель: учить доверяться друг другу и оправдывать доверие, формирование доверия в коллективе.

Психолог предлагает участникам выбрать себе пару. Далее, одному из пары завязывают глаза, расставляется дорожка из стульев (соответственно физическим способностям ребенка). Ребенок с открытыми глазами помогает ребенку с закрытыми глазами пройти по всем стульям. Когда прошли все пары, роли меняются.

– Мы сейчас много тренировались доверять друг другу, а как вы понимаете слово «доверие»?

– Что нужно, чтобы доверять друг другу?

Как правило, в результате простых вопросов (пресекать об суждения высоких материй, переводить разговор на конкретные отношения) приходит понимание, что доверием считается чаще всего возможность быть рядом в безопасности, ощущение уюта и тепла.

Упражнение «Я доверяю тебе» (Н.И. Козлов, «Лучшие психологические игры и упражнения»)

Цель: формировать групповое доверие.

В режиме живой цепочки. Все встали, двое стоящих рядом образовали первую пару, левый от левого и правый от правого вторую и т.д., так круг суживается в линию, состоящую из пар, стоящих лицом друг к другу. В этих парах будет происходить контакт, потом по команде ведущего все делают небольшой шаг вправо и встречаются с новым партнером. На концах живой цепочки при каждом переходе кто-то должен оставаться в одиночестве, пусть встречается с самим собой.

Во время контакта надо встретиться глазами со стоящим перед тобой человеком и настроиться на него, понять свои чувства к нему, произнести одну из четырех фраз: «Я доверяю тебе» (если доверяешь партнеру), «Я не доверяю тебе» ( в самой этой фразе есть некоторое доверие!), «Я не пойму, доверять ли тебе» (если есть сомнения), «Я не хочу говорить об этом» (если не хотите доверять партнеру свои мысли и чувства).

Ведущий предупреждает, что это упражнение, в первую очередь, на внутреннюю, перед самим собой честность. Очень трудно говорить «Не доверяю», это удается только самым честным и сильным. Если кто-то выражает опасение, что его правдивость может кого-то задеть, устраивается голосование: кто хочет, чтобы ему в этом упражнении говорили только правду, только искренне? Обычно поднимают руку все.

Упражнение идет под музыку по одной минуте на контакт, ведущий следит, чтобы все происходило в молчании и сосредоточенности на своих чувствах.

Дать возможность обсудить (что чувствовали, что приобрели в этом упражнении, что поняли), если в группе больше 12 человек, для обсуждения разбить на подгруппы. Можно предложить показать рукой ответы на вопросы:

Кто в подгруппе самый открытый? Самый деловой? Самый критичный? Самый теплый? Самый закрытый? Если бы у тебя было много душевных сил, кому бы ты подарил тепло?

Психолог подводит итог проделанной работе.

Упражнение «Количество пальцев» (Н.И. Козлов, «Лучшие психологические игры и упражнения»)

Цель: формировать групповую сплоченность, тренировать командную согласованность.

– Внимание! Подняли руку, сжатую в кулак. Сейчас по команде вам надо будет выкинуть какое-то количество пальцев. Посмотрим, у кого получится больше совпадений – одинаковое количество пальцев.

Когда начнут хитрить, ограничивайте: «Нельзя повторять количество выкинутых в предыдущий раз пальцев».

Упражнение «Взаимный выбор» (Н.И. Козлов, «Лучшие психологические игры и упражнения»)

Цель: формировать групповую сплоченность, тренировать командную согласованность.

– Внимание! Подняли руку, палец вверх. Сейчас каждый выкинет руку и покажет на какого-то человека в группе. Кому удастся сделать взаимный выбор, когда вы показали на человека, а он показал на вас?

Можно повторить несколько раз.

Упражнение «Обернись вовремя» (Н. Гончаренко)

Цель: формирование группового доверия.

Предлагается парам, получившимся в результате предыдущего упражнения. Участники стоят спина к спине, по команде ведущего начинают расходиться. Их задача: обернуться друг к другу одновременно.

 

Заключительная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу говорит отвечает на следующие вопросы:

  • настроение сейчас
  • изменилось ли оно по сравнению с вашим состоянием до начала тренинга
  • как вы чувствовали себя во время выполнения упражнений.

 

 

 

Занятие 5. «Симпатии и чувства»

 

Задачи:

– сплочение коллектива,

– повторение и изучение эмоций и чувств, совершенствование навыка их сознательного проявления, распознавания,

– развитие интереса  и доверия к себе и друг другу,

– развитие эмоционального интеллекта.

 

Вводная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • самое хорошее событие за неделю
  • настроение сейчас
  • ожидание от тренинга

 

Основная часть

Вступительная беседа

Цель: актуализация темы занятия, знания о необходимости симпатии в общении.

Мы с вами уже сложили некоторые кирпичики экологичного общения.

– Это? (безопасность, интерес, доверие – отвечают дети) –

и даже начали действовать совместно.

– Как вы думаете, что еще нужно для того, чтобы общение было приятным?

– Да, вы все правильно назвали, но еще нужно, чтобы мы нравились друг другу.

– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы нравится? (остальные кирпичики обязательны, и еще что-то).

– А как вы узнаете, нравится вам человек или не очень?

– Действительно, нравится ли нам что-то или кто-то или нет, мы чувствуем. Недаром говорят «Сердцу не прикажешь». И для того, чтобы уметь симпатизировать, необходимо уметь что-то почувствовать.

– А умеете ли вы чувствовать? Ну хотя бы знаете, какие бывают чувства? Сейчас проверим.

Упражнение «Знатоки чувств»

Цель: актуализация знаний эмоций и чувств, разминка. Участники делятся на две команды. Задание: поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Не повторяться.

Упражнение «Объясняю – понимай!»

Цель:  актуализация знаний эмоций и чувств.  На карточках написаны чувства. Поочередно каждый присутствующий здесь достает карточку и пытается объяснить, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть (пример и список чувств смотри в приложении).

Упражнение «Передача чувств»

Цель: актуализация знаний эмоций и чувств, способов их выражения.

Участник, оказавшийся в колонне последним, поворачивается к ведущему и вытягивает из стопки одну карточку. Он должен невербально изобразить указанную в карточке эмоцию (следующий участник поворачивается, остальные отвернуты); далее эмоция «передается» вдоль всей колонны таким же образом (выделенные чувства предыдущего упражнения).

Игра «Бомбочка» (из игры «Тик-так…Бум!», модифицировано)

Цель: поддержать способность говорить о своих нелюбимых чувствах

Бомбочка передается по кругу. Каждый участник может передать бомбочку только в том случае, если назовет какую-то эмоцию или чувство. Тот, в чьих руках бомбочка взрывается, называет свое самое нелюбимое чувство и рассказывает, в какой ситуации его чувствовал. Если (когда) участники начнут хитрить, задерживать бомбочку у себя, чтобы она взорвалась именно у них предложить высказаться всем тем желающим, которые не рассказывали о нелюбимых чувствах.

Упражнение «Человечки» (МЦ Перекресток)

Цель: развивать внимание к своим собственным чувствам и переживаниям, установление связи между чувством и его проявлением в теле.

Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека. Под медитативную музыку группе предлагается вспомнить, когда испытывалось то или иное чувство (выбирается около10 чувств, например, 8 основных и 2 наиболее часто встречавшихся в ходе текущего занятия), свои ощущения в теле в это время и затем изобразить на контуре человека это чувство (желательно используя разные цвета).

В группах с низким уровнем безопасности может восприниматься как нечто очень скучно и непонятное.

Обсуждение – только по необходимости.

Упражнение «Рисунок любимого чувства»

Цель: актуализация самого любимого чувства и способности его выражения.

Участникам предлагается на другом листе нарисовать свое самое любимое чувство – в течение 3-5 минут.

По завершении задания участники показывают свои рисунки и рассказывают, что за чувство нарисовано, и когда было испытано. Из всех рисунков на магнитной доске складывается одно Прекрасное Многообразное Общее Чувство.

– Наше Прекрасное Многообразное Общее Чувство пусть повисит немножко на доске, после следующего упражнения мы к нему еще вернемся.

А сейчас давайте вспомним, для чего мы с вами тренировали свою способность чувствовать?

– Правильно, чтобы сердцем почувствовать что-то, похожее на симпатию к каждому из участников.

– Посмотрите друг на друга, кто-то из участников вам нравится больше, кто-то – меньше. Но в каждом из нас есть что-то хорошее. Подумайте, что.

Упражнение «Надписи на спине»

Цель: опыт получение и предоставления позитивной обратной связи и доверительного отношения в группе. Участникам прикрепляется к спине листок и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Психолог стимулирует участников, чтобы каждый написал каждому.

Дается некоторое время на знакомство с листочками и обсуждение (по необходимости).

– А умеете ли вы выражать симпатию?

Упражнение «Комплимент»

Цель: учить выражать позитивные чувства.

– Кто из вас может сделать красивый комплимент кому-то из участников?

Если есть несколько желающих, психолог должен следить за максимально возможным разнообразием адресатов комплиментов. Например, можно ввести условие, что сделать комплимент можно только тому, кто еще не получил в этом упражнении комплимента.

– Хорошие люди вокруг? И наше Многообразное Общее Чувство Прекрасно.

– Давайте выразим нашу симпатию друг другу и наше Прекрасное Многообразное Чувство не только с помощью рисунков, но и с помощью музыки.

Упражнение «Симфоническое приветствие»

Цель: учить быть внимательным друг к другу, сплочение.

Участники становятся в круг. У каждого в руках волшебный инструмент (инструменты дети берут из коробки в хаотичном порядке). По сигналу ведущего один из участников начинает приветствие, играя на своем инструменте. Как только последний участник сыграет свое приветствие, все дети хором начинают играть на своих инструментах. Чтобы из какофонии получилась слаженная мелодия.

Завершить упражнение обсуждением, приятно ли быть согласованными.коллектива

 

Заключительная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу говорит отвечает на следующие вопросы:

  • настроение сейчас
  • изменилось ли оно по сравнению с вашим состоянием до начала тренинга
  • как вы чувствовали себя во время выполнения упражнений.

 

 

Занятие 6. «Уважение и сотрудничество»

 

Задачи:

– сплочение коллектива,

– развивать способность к активному слушанию,

– учить правилам экологичного общения,

– развивать способность с уважением относиться к себе и к окружающим, сотрудничать,

– развитие интереса  и доверия к себе и друг другу,

– развитие эмоционального интеллекта.

 

Вводная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • самое хорошее событие за неделю
  • настроение сейчас
  • ожидание от тренинга

 

Основная часть

Вступительная беседа

Цель: актуализация темы занятия.

– Итак, мы продолжаем с вами учиться строить экологичное общение. Повторите, какие кирпичики такого общения вы знаете?

– Сегодня я хочу, чтобы мы с вами поговорили про еще один важный кирпичик – способность к уважению и сотрудничеству. Прежде чем мы поговорим об этом подробнее, мне нужны два добровольца.

Упражнение «Конфликт» (Н.Н. Кулавина)

Цель: актуализировать тему занятия, настроить на работу.

Психолог выкладывает две газеты на расстоянии метра друг от друга. Двоим участникам предлагается за 5 минут переманить одного к другому: выиграет тот, на чьем газете окажется его соперник. Двигать газеты и применять физическую силу нельзя.

По завершении 5 минут в группе проводится обсуждение: не всегда интересы двоих могут совпасть, не всегда возможно сотрудничество.

– Как вы думаете, а бывает так, что интересы нескольких человек совпадает, а сотрудничество все равно не налаживается?

– Как вы думаете, почему так происходит?

– Правильно, во-первых, потому что люди не всегда умеют ценить друг друга. Во-вторых, потому что не умеют идти навстречу, договариваться. А иногда не умеют даже и слушать как следует.

– Давайте начнем с умения ценить себя и другого.

Упражнение «Я никогда не…» (МЦ «Перекресток»)

Цель: помочь детям заметить свои и чужие компетентности, положительно оценить разнообразие жизненного опыта.

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…» (например, «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого остался последний незагнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы надо загибать по-честному. Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. При большом количестве участников или если кто-то не может придумать, что он «никогда не», интерес падает.

– Посмотрите, как у  нас интересно оказалось. Во многих случаях, если вы что-то никогда не делали, находятся люди, которые умеют это делать. У них уже есть некоторый опыт, к ним можно обратиться за подсказкой, попросить совета, они могут чему-нибудь подучить.

– Есть ли какой-то опыт, который сейчас упоминался в упражнении, который мог бы оказаться вам интересен. Вот, например, ты никогда не прыгал с парашютом – хотел бы ты узнать, каково это?

Упражнение «Помощник» (Н. Гончаренко)

Цель: учить детей находить полезные умения и свойства друг друга, ценить их, дать возможность получить обратную связь.

У каждого участника – листок и карандаш. Психолог предлагает записать на листке имена всех участников тренинга (если в группе больше 5 человек, лучше разбиться на подгруппы), а рядом с ними – 3 занятия (увлечения, хобби и т.д.), которым подросток мог бы заниматься с этим человеком. Далее каждый по кругу зачитывает свои варианты, дается время на обсуждение.

– Вы убедились, что каждый из вас уже обладает некоторым набором умений, и может быть полезен или приятен в том и другом деле. Как вы думаете, достаточно ли этого для качественного сотрудничества?

– Что еще нужно?

– Правильно, еще нужна способность прислушиваться друг к другу, идти на компромисс, уступать свою точку зрения или наоборот, не бояться ее предлагать и отстаивать.

И все это мы сейчас потренируемся делать в следующем упражнении.

Упр. «Бревно» (МЦ «Перекресток»)

Цель: стимулировать групповой взаимодействие, выявление лидеров, учить действовать сообща, искать конструктивные способы решения проблем, легализовать телесный контакт.

Участники встают в шеренгу на бревне, скамейке или обозначенной на полу полосе (шириной чуть больше длины ступни, длиной достаточно для того, чтобы все стояли вплотную друг к другу). Задача – поменяться местами так, чтобы встать в зеркально отображенном порядке. При заступе за черту или падении с бревна участники встают в исходную позицию и начинают сначала. Можно засечь время и после завершения упражнения предложить сделать за меньшее время и поставить собственный рекорд.

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. В зависимости от имеющегося времени можно более или менее жестко фиксировать «заступы». Группу на два бревна не делить: уничтожает идею единства группы, эмоциональный и смысловой акцент переносится на победу или на поражение (как только первая группа выполнит задачу, вторая сразу теряет интерес).

– Что еще может быть важно для эффективного сотрудничества?

– Конечно, еще очень важно, как говорят, «разговаривать на одном языке», слушать и слышать друг друга. Давайте попробуем.

Упражнение «Говорю и слушаю»

Цель: показать участникам, что невозможно достаточно хорошо усваивать информацию, если одновременно и слушать, и говорить. Все встают в круг и поворачивают голову направо. По команде все начинают рассказывать сто-то о себе своему соседу справа и одновременно слушать соседа слева. Через минуту участники рассказывают о соседе слева, в обсуждении данного упражнения ведущий должен подвести к тому, что очень часто мы увлекаемся собой и готовы рассказывать о себе бесконечно. И в это время мы никого не слушаем и не слышим.

Упражнение «Хорошо или плохо»

Цель: посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения, развитие умения слушать другого. Выбирается какое-либо качество (доброта). По кругу один человек говорит: «Хорошо быть добрым, потому что…», а следующий за нм говорит: «Плохо быть добрым, потому что…» Важно не повторяться, хорошо, если участники в своих высказываниях опираются на высказывания предыдущих.

 

Упражнение «Если я тебя правильно понял?»

Цель: развивать умение слушать других.  Также по кругу. Дети по очереди высказываются на тему: «Что такое доброта?» После того, как ребенок закончил говорить, сего сосед справа катко повторяет изложенное, начиная словами «если я тебя правильно понял…» Первый ребенок должен оценить точность передачи. Далее по кругу.

Психолог предлагает обсудить впечатления от последних трех упражнений, сделать выводы.

Упражнение «Вопросы мудрецу» (МЦ «Перекресток»)

Цель: дать возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны, почувствовать себя в различных позициях, снять привычную маску.

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ от настоящего мудреца. Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участниками в произвольном порядке.

После этого предлагается каждому самому стать мудрецом и ответить на этот вопрос, который ему достался.

Возможный уход от серьезной работы – написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку». «Вопросы-пустышки» тоже можно использовать, предлагая «мудрецу» ответить человеку на его невысказанный вопрос, который тот не смог задать, предлагая вместо этого «ерунду». Годится для достаточно «разогретой» группы.

Игра «Пчелы»

Цель: стимулировать групповое взаимодействие, способствовать сплочению коллектива.

Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре могут быть использованы несколько попыток.

 

Заключительная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу говорит отвечает на следующие вопросы:

  • настроение сейчас
  • изменилось ли оно по сравнению с вашим состоянием до начала тренинга
  • как вы чувствовали себя во время выполнения упражнений.

 

 

Занятие 7. «Благодарности. Завершение»

 

Задачи:

– сплочение коллектива,

– помощь в интеграции тренинга,

– развитие интереса к себе,

– помощь в формировании адекватной самоидентификации,

– развитие эмоционального интеллекта.

 

Вводная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу отвечает на следующие вопросы:

  • самое хорошее событие за неделю
  • настроение сейчас
  • ожидание от тренинга

 

Основная часть

Вступительная беседа

Цель: актуализация темы занятия, настрой участников на завершение, интеграцию опыта.

– Сегодня наше последнее занятие в этом тренинге. Все это время вы учились быть вместе так, чтобы вам было легко и приятно, учились распознавать свои и чужие эмоции и чувства, слушать и слышать друг друга.

И каждый раз вам приходилось немножко, в чем-то, заново знакомиться с собой и другими. Возможно, это и есть самое интересное и важное в этом тренинге.

Я предлагаю вам еще одно упражнение, в результате которого вы сможете чуть получше узнать себя и других.

Упражнение «Какой я» (Данилова И., Адамовия М.)

Цель: дать участникам возможность расширить представление о себе и увидеть себя с несколько иной точки зрения.

Попросить участников собрать из игровой комнаты по 2 предмета, которые им действительно нравятся. Каждый демонстрирует свой выбор, после чего они складываются на журнальном столике. Каждому участнику предлагается выбрать тот предмет из предложенных, который ему наиболее приятен. Далее, сидя в кругу, участники рассказывают, чем этот предмет им приятен. Ведущему лучше записывать, т.к. после того, как все участники выскажутся по кругу, он предлагает присвоить свои проекции (зачитывает высказывание о предмете и спрашивает, как это похоже на тебя). Если группа достаточно зрелая и сплоченная, можно таким же образом выбрать и обсудить неприятный предмет. В таком случае важно,  чтобы после каждого признания, что этот неприятный предмет «похож на меня», психолог просил поднять руку того, кто принес этот предмет. Таким образом, и психолог проговаривает это, обращается внимание на то, что какие-то свойства, которые вам самому в себе не нравятся, могут нравится (или не быть заметны) кому-то другому.

По окончании упражнения психолог предлагает высказать свои впечатления, если в этом есть необходимость.

– У нас с вами сегодня день завершения и воспоминаний. Вот так, как в предыдущем упражнении, мы с вами постоянно узнавали что-то про себя и других. А вот так, как в следующем, старались общаться.

Упражнение «Охотничий азарт» (МЦ «Перекресток»)

Цель: пополнение энергии и оживление участников тренинга.

На ограниченном поле 2*2 м; участникам раздаются карточки (попарно одинаковые). Задача: найти партнера, изображения на карточке которого идентично изображению на вашей. В этой игре надо ловить друг друга. Тот, кто ловит, должен догнать своего партнера и осалить его, но никого больше. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отошедшего подальше. Бегать нельзя, только ходить; за пределы игровой площадки не выходить; избегать столкновений.

Так как это упражнение также служит разбивкой на пары, ведущий должен внимательно подойти к тому, как раздаст карточки с изображениями, с оглядкой на следующее задание.

Упражнение «Поделись»

Цель: помощь в интеграции тренинговых занятий, высвобождению благодарности.

– Пожалуйста, вернитесь к тому, кого вы ловили и кто ловил вас. Присядьте вместе так, чтобы оказаться парами, отдельно от других пар. Подумайте и расскажите вашему партнеру о том, каково вам было участвовать на нашем тренинге. Не только на этом занятии, но и на всех предыдущих. Что было интересно, что запомнилось, что оказалось полезным. Но прежде чем вы начнете, я хочу сказать вам одну важную вещи.

Когда кончается какое-то событие, история – как завершается сегодня наш тренинг – всегда важно почувствовать, какие воспоминания вам хочется взять с собой. Это те воспоминания, за которые вы чувствуете благодарность. Благодарность при завершении общения – также как и поиск безопасности при его начале – еще один кирпичик для того, чтобы наше общение стало экологичным.

Итак, расскажите друг другу, каково вам было участвовать во всем нашем тренинге. Что запомнилось, за что вы благодарны – и кому? Мне, другим участникам, самому себе?

– Теперь сядьте в круг. Если кому-то хочется, он может рассказать то же самое всем участникам. Если вы кому-то благодарны, всегда хорошо иметь возможность высказать это лично.

– С помощью следующего упражнения я предлагаю вам записать все самое главное о тренинге на одном листе.

Упр. «Рука» (модифицировано)

Цель: завершение цикла тренинговых занятий, помощь в его интеграции.

  1. Подпишите листок
  2. Обведите ладонь
  3. Напишите в каждом пальчике по одной вещи, за которую вы благодарны тренингу, что вам хотелось бы помнить дальше. Это может быть какое-то упражнение, или кто-то что-то сделал приятное, или приятные чувства, которые вы испытывали или что-то вы узнали про себя. Листок будем передавать по кругу, поэтому помните о своей безопасности, очень секретные вещи не пишите.
  4. Передайте свой листок соседу слева
  5. Теперь подумайте и запишите, за что вы благодарны тому человеку, чей лист перед вами. Это могут быть какие-то слова и поступки, а могут быть и его личные качества. Запишите три благодарности.
  6. Передайте лист соседу слева
  7. Процедура повторяется до тех пор, пока листы не вернутся обратно к владельцам
  8. Предлагается некоторое (необходимое) время для обсуждения рисунков.

– И напоследок разрешите предложить вам небольшой релаксационный текст. Сядьте поудобнее, закройте глаза, если хотите и слушайте, следите мыслью за тем, что я говорю.

Упражнение «Уйти, чтобы остаться»

Цель: завершение работы, интеграция опыта работы в группе.

Релаксационный текст в приложении; после каждый из участников рассказывает о том, где кто побывал и какой подарок обнаружил.

 

Заключительная часть

Шерринг

Цель: развитие способности к рефлексии, введение в занятие.

Каждый участник по кругу говорит отвечает на следующие вопросы:

  • настроение сейчас
  • изменилось ли оно по сравнению с вашим состоянием до начала тренинга
  • как вы чувствовали себя во время выполнения упражнений.

 

 

 

Яндекс.Метрика
Создание сайта веб-студия "5 правил"