Формы и методы профилактики дезадаптации несовершеннолетних

Формы и методы профилактики дезадаптации несовершеннолетних

Автор статьи: педагог-психолог Зубу И.В.

Одной из эффективных методик, используемых педагогами-психологами ГКУСО МО «Серпуховский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», является упражнение «Формула неудачника» (из книги Е.В. Емельянова  «Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге», Санкт-Петербург, 2008 г.). Описанные в издании методики и упражнения  являются актуальными, легко реализуемыми и эффективными. Упражнение «Формула неудачника» ориентировано на  групповую  работу с детьми с нормальным уровнем интеллекта от 10 лет и старше. Опыт работы психологов учреждения показал, что воспитанников с низким уровнем развития интеллекта необходимо включать в индивидуальные занятия, а затем это же упражнение прорабатывать в группе для более глубокого понимания. Упражнение дает возможность детям научиться общаться, дружить, владеть своим эмоциональным состоянием, считаться с мнением других людей; развивает у них мыслительную и коммуникативную деятельность.

Формула неудачника

Цель: Информирование, систематизация представлений и мифов участников о причинах отклоняющегося поведения (упражнение выполняется как в группе, так и индивидуально).

Материалы. Карточки формата  А-6, доска, фломастер.

Инструкция.

Беседа.

– Вы все знаете, что отклоняющееся поведение приводит к негативным для человека последствиям. Знаете? Почему же тогда люди все-таки практикуют такое поведение? Что заставляет их наносить вред самому себе? Как вы думаете?» (четыре ответа).

Сейчас  я попрошу вас разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа отвечает на вопрос: «Почему люди все-таки практикуют такое поведение? Что заставляет их наносить вред самому себе?».

Возьмите карточки. На каждой карточке напишите по одной причине. Чем больше напишите, тем лучше. На все у вас есть 15 мин.

После выполнения задания каждой команде предлагается делегировать одного участника, чтобы он на доске разместил заполненные карточки. При этом должен зачитывать то, что написано на карточках. Психолог следит, чтобы причины, выдвинутые подгруппой, не подвергались критике со стороны других участников.

Представители каждой подгруппы по очереди раскладывают карточки. Повторяющиеся карточки прикрепляются друг на друга.

Когда все карточки разложены, психолог предлагает частые причины объединить в подгруппы. Он предлагает выделить следующие группы причин:

  • Неудовлетворенность собой и своим состоянием (внешность, плохой характер, застенчивость, снятие напряжения, чувство вины, все равно ничего не получиться).
  • Неудовлетворенность своими отношениями (ссоры, измена, одиночества, обиды).
  • Неудовлетворенность обстоятельствами своей жизни (бедность, нет дома, отсутствие работы).
  • Дружба с теми, кто сам таким образом ведет себя.
  • Без причин (от скуки, некуда себя деть, из любопытства).
  • Жертва (заставили насильно).

Рассказ психолога.

Посмотрите на эти причины. Вы видите, как их много. Получается, что причиной может послужить любое жизненное затруднение или переживание человека. Смотрите, скука или любопытство – это тоже своеобразная трудность – человек не может с ними справиться. А есть такие люди, у которых в жизни не бывает трудностей?   (ответ)   Но ведь известно, что далеко не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таким образом. Получается, что когда у человека складывается что-то не так, некоторые люди, выбирают какой-то другой способ выхода из ситуаций. Они решают свои трудности другим путем. Правда? (ответ)

Получается, что (вид отклоняющегося поведения) – это такой способ решать свое затруднение, а вернее, способ убежать от его решения. Может быть, человек не знает, как их решать, или ему кажется, что это слишком сложно. Может быть, он начинает жалеть себя и выбирает, как ему кажется, самый простой путь. Те люди, которые выбирают….(вид отклоняющего поведения), а затем они стремятся оправдать себя.  Потому что каждый человек, сделавший такой выбор, в общем-то, знает, что многим или некоторым окружающим это не нравится. Чем он оправдывает себя?

Есть четыре способа, которыми люди оправдывают себя:

  • они обвиняют окружающих: «Вот если бы они не делали то-то и то-то, я бы не стал …, вот, пусть знают, что они со мной сделали»;
  • или они ставят на себе крест, думают: «Я все равно никчемный человек, ну и пусть я погибну»; «Какая разница, что со мной будет дальше, — я знаю, что ничего хорошего все равно не будет»;
  • или они представляют себя мучеником, говорят: «Мне так скучно, надо как-то развлечься»;
  • или они представляют себя пленниками ограничений, искателями приключений, которым мешают получать опыт, из ограничивают, они говорят: « Я должен попробовать все. Почему нельзя?»; «Серые будни и ограниченность окружающих мешают мне творчески проявляется, мне нужны экстремальные обстоятельства»; «Я взрослый человек, я сам знаю, что мне нужно, а что нельзя» или: «Я бы и не стал, но мои друзья… Отказаться – значит потерять их».

Видите, каждый раз, когда человек старается оправдать свой выбор… (вид отклоняющего поведения), человек ставит себя в позицию обиженной жертвы – его или люди обидели, или судьба, или обстоятельства, или он чувствует себя обделенным впечатлениями (почему я не могу попробовать?). На самом деле поиск оправданий только создает иллюзию, будто есть особые причины для … (отклоняющегося поведения). На самом деле причина только в том, что человек не умеет, а может быть, не только одна причина для отклоняющего поведения – это выбор самого человека.

Давайте запомним это.

Поиск оправданий только создает иллюзию, будто есть особые причины для…. (отклоняющего поведения). На самом деле причина только в том, что человек не умеет, а может быть, не хочет решать свое затруднение другим способом. Значит,

есть только одна причина для … – это выбор самого человека.

Человек, который делает такой выбор, может быть и сильным, и талантливым, обладать множеством всяких достоинств. Но как только он соединяется в себе, в своей позиции и поведении три составляющие, он может быть, сам не зная того, начинает жить в соответствии с формулой неудачника, со всеми вытекающими отсюда последствиями: его начинают преследовать неудачи.

Давайте запомним эти составляющие и саму формулу неудачника.

Жизненная трудность +

Неумение (нежелание) решать затруднение +

Позиция жертвы (то есть поиск причин и оправданий для своего поведения, выбора, чтобы снять с себя ответственность за него).

Но если человек знает составляющие формулы неудачника, он сможет по своему выбору изменить ее компоненты и тем самым сможет изменить ситуацию.

Литература:

Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. Е.В. Емельянова  Санкт- Петербург 2008 г.

Яндекс.Метрика
Создание сайта веб-студия "5 правил"