Психокоррекционное занятие «Птица Счастья» - ГКУСО Московской области Семейный центр помощи семье и детям Серпуховский

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Психокоррекционное занятие «Птица Счастья»

Психокоррекционное занятие «Птица счастья»

Разработчик: педагог-психолог Ярошенко Н.В.

Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Задачи
• коммуникативная — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательная – формирование нравственных ценностей;
• развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
• обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Материалы и оборудование:
• технологическая карта по изготовлению птицы, шаблоны, цветная бумага, ножницы;
• русские народные песни в записи;
• запись песни Н.Гнатюка «Птица счастья», текст песни.
Вступление.
Ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодня наше с вами занятие начнётся на сказочной поляне. Эта поляна необычная. А не обычная она тем, что на ней можно увидеть множество самых разных птиц. Для этого садитесь поудобнее и постарайтесь расслабиться и понаблюдать за этими удивительными созданиями.
Видеопрезентация «Птицы»
Ведущий: На нашу поляну прилетает много птиц, похожих на тех, которые обитают в различных уголках нашей планеты. Ребята, вы заметили, что разных птиц очень много на земле, но все они, так или иначе, имеют много общего.
— Как вы думаете, что у них общего? (ответы детей).

Психогимнастика
Ведущий: Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают.
— Кому удалось взлететь?
— Что вы увидели?
— Почему вы взлетели?
(Представили себе это, вообразили.)

Ведущий: Сказки и легенды наших предков гласят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное, как ее неповторимой красоты хвост.
— Как вы думаете, как она выглядит?
Релаксационное упражнение с элементами аутотренинга «Птица счастья»
Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку.
Ведущий: Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную птицу. Это необычная птица, это – «Птица счастья». Представьте свою Птицу счастья. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь вообразите, что вы – птицы, у вас большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните вниз, что вы видите? Выберите самое красивое место в сказочном лесу и медленно опускайтесь туда. Открывайте глаза.
Расскажите, какой была Птица счастья? (ответы детей).
Ведущий: Сейчас запомните, пожалуйста, какой вы себе представили «Птицу счастья», и постарайтесь воплотить свои представления в реальность.
Арт-терапевтическое упражнение «Птица счастья»
Рисование под музыку пастелью воображаемую птицу.
Ведущий: Ребята, смотрите, какая красивая и большая у нас получилась стая Птиц счастья. Давайте их рассмотрим, полюбуемся ими (рассматривание и анализ детских работ).
Защита рисунка.
— Какой вы видите свою Птицу счастья?
Задание на дом:
-Придумайте четверостишие о Птице счастья или составьте текст о ней.
Основная часть
Сказкотерапия (библиотерапия)

Ведущий:
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В. Берестов
Ведущий: Я предлагаю вашему вниманию прослушать сказку о заколдованной Птице счастья.
Сказка о заколдованной Птице счастья
В давние-давние времена жил в одной заморской стране великий волшебник Стомаг. Жил он в замке, стоящем на высокой скале посреди огромного озера. Сделал волшебник неприступным своё жилище, чтобы никто не отвлекал его от колдовства и магии, которым он посвятил всю свою жизнь. А жизнь его была очень-очень долгой!
Когда-то Стомаг был молод, полон сил и идей. При помощи своей магии он создал и это глубокое озеро с обрывистыми берегами и ледяной прозрачной водой, в которой плавали невиданные рыбы, и было видно заросшее водорослями дно. И эту отвесную, со всех сторон лысую скалу, что поднималась из воды в густую небесную синеву почти до самых облаков. И окруживший озеро непроходимо дремучий лес, похожий на несметную армию, стоящую на страже своего господина.
Тогда же сотворил он и чудесную птицу Талан, пение которой дарило всему живому здоровье и долголетие. Там, где пролетала эта птица, природа долго хранила покой и была щедра на цветы и плоды. Жила Талан в замке во дворце мага, и ни под каким предлогом не должна была спускаться к людям. Летала она высоко в небесах, и только верхушки деревьев могли видеть, как голубыми искрами в лучах солнца сверкали её перья. Ибо, была эта птица синяя, будто кусочек неба, отделённый Стомагом от небесного свода и получивший свою собственную жизнь. Деревья рассказывали о ней травам и цветам, и они шептались между собой о том, как она прекрасна. А животные и люди ничего не знали о волшебной птице, потому что всегда смотрели только себе под ноги и не понимали язык деревьев, трав и цветов. Пела Талан лишь тогда, когда садилась на скале в замке Стомага.
Так проходили годы, годы и годы. Благодаря пению Талан Стомаг был здоров и бессмертен. Но был он стар, время и на нём оставляло свои разрушительные следы. Жизнь уже не радовала его, всё, что он хотел узнать, он узнал. Всё, что он хотел сделать, он сделал. Не было у него больше ни желаний, ни даже желания желаний. Зато была усталость, и было раздражение. Его раздражало абсолютно всё. Он жил один и не с кем было перемолвиться словом, перекинуться идеей, даже просто выместить своё раздражение. Засыпая с трудом поздней ночью, он не хотел просыпаться. Просыпаясь чуть свет, не хотел никого видеть и ничего слышать. Но каждый день прилетала к его окну чудесная птица Талан, садилась на узкий карниз и будила его своим дивным пением, даря своему создателю вечную жизнь.
И однажды, в порыве гнева, превратил старик волшебную птицу в бескрылое и безголосое существо и отправил на землю, подальше от себя и от своих владений. Лишил колдун Талан её прекрасных синих перьев. Оказалась немая и беззащитная Талан одна в жестоком мире, куда изгнал её бывший хозяин.
Долго бродила Талан по необитаемым лесам, окружающим озеро, над которым она так беспечно когда-то летала. Слышала она, как деревья, цветы и травы тоскуют по исчезнувшей птице счастья, так они её называли. Невыносимо болели её ноги, не привыкшие ходить по жесткой земле. Нестерпимо болело её исцарапанное, нежное тело, лишённое тёплого оперения. Долго странствовала Талан, одинокая и безмолвная, пока не повстречала такое же, как она, двуногое и бескрылое существо. Не имея дара речи, не смогла узнать у него Талан, было ли и оно когда-нибудь птицей. Молодая ведьма, нашедшая несчастную Талан, приютила её, пожалела, накормила и обогрела. Лишённая голоса, не могла благодарная Талан дать ей здоровье и долголетие, но природа в тех местах, где она поселилась, хранила покой и была щедра на цветы и плоды.
А Стомаг, когда понял, что же он натворил, разослал повсюду своих верных слуг. Но не знали гонцы, как теперь выглядит чудесная птица счастья и не смогли найти её. Без пения Талан старый колдун стал быстро дряхлеть и скоро успокоился вечным сном. Исчез Стомаг, исчез его замок, исчезла скала, на которой стоял этот замок. Прозрачное некогда озеро превратилось в топкое болото. Исчезла бы и сама память о Стомаге, если бы его гонцы, разыскивая Талан, не разнесли по всему свету легенду о нём и о его чудесной птице цвета неба.
И до сих пор люди мечтают о встрече с ней, веря, что может она избавить от любой болезни и сделать их счастливыми.
Вопросы к детям:
— Кто является символом счастья в этой сказке? (Птица).
— Почему герои сказки ищут птицу счастья?
— А что такое счастье?
— Почему нельзя прожить без сказок?
(В них включены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости и т.п.)
— В чем же счастье? ( В мечте, в поиске смысла жизни, в достижении цели, красоте души, в творчестве и т. д.).
— А что такое счастье для вас?
А знаете ребята, в старину очень часто делали птиц счастья, которых было принято дарить соседям и знакомым. Я научу вас, а вы научите своих родных и близких. Хотите?
Мастер-класс «Птица счастья»
Ведущий:
Открываю мастер-класс,
Приглашаю в гости вас,
Будем многому учиться,
Будем делать чудо-птицу.

Милости прошу, собирайтесь,
Поудобнее размещайтесь,
Слушайте внимательно,
Да делайте старательно.
См. приложение (техническая карта изготовления птицы).
Ведущий: С давних времен считалось, что такая птица приносит счастье в дом. Нужно повесить её в центре комнаты, и она будет оберегом домашнего очага. Если птица повернётся к человеку головой, то этот человек хороший, а если же хвостом – плохой.
Как говорят, птица обязательно должна быть в руках лишь хорошего человека. Птицу можно дарить своим близким, знакомым, друзьям.

Заключительная часть:
Ведущий: Ребята, Птица счастья всегда несет нам на своих крыльях удачу в делах, радость, покой и мир в доме – все самое хорошее. Вы можете подарить ее, как символ удачи, кому вам захочется. Не случайно поется в одной замечательной песне:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
Исполнение песни « Птица счастья»
Ведущий: Помните, что, чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. А сейчас подумайте, кому бы вы хотели подарить свою птицу? С кем хотели бы поделиться своим счастьем? (ответы детей)
— Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? А что нового вы узнали? (ответы детей)
— Спасибо вам за ваши прекрасные работы! Спасибо вам большое за внимание, спасибо вам за старание. Пусть эти чудо-птицы принесут вам счастье в течение всего года.

Домашнее задание:
Чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна». Наблюдение за птицами в естественной среде обитания (на улице), сделать подборку иллюстраций, открыток с изображением птиц.

Приложение:

Изготовление «птицы-счастья» в технике оригами

Образ птицы – это древнейший символ добра, благополучия. Птица связана с землёй, но ей доступна и свобода неба! Она, как мечта, способна преодолеть пространство и время, вырваться за пределы трудностей, улететь к счастью!