ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ «БЮДЖЕТ СЕМЬИ»
ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ «БЮДЖЕТ СЕМЬИ»
(для детей среднего и старшего школьного возраста)
Разработал: воспитатель Морозова Инна Георгиевна
ЦЕЛЬ: Учить ребят делать умозаключения; развивать интеллектуальные навыки; привлечь внимание к решению финансовых вопросов каждой семьи;
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозаписи фоновых мелодий, ручки по количеству участников, бумага, фломастеры, доска, мел, детали костюмов, карточки с вопросами и ответами.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Педагог: – Итак, давайте начнем сегодняшнее занятие с игры «Ассоциации…»
- Если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; таких цветов в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая и унылая; кроваво-красная…)
- Если семья – это музыка, то она… (скрипка, тяжелый рок; цыганочка, песня под гитару у костра, мелодия, которая не кончается, праздничный марш…)
- Если семья – это геометрическая фигура, то она (круг, точка, многоточие, спираль, треугольник…)
- Если семья – это название фильма, то она… («Богатые тоже плачут», «Семейка Адамс», «101 далматинец», «Один дома», «Золушка», «Фантомас разбушевался».)
- Если семья – это настроение, то она… (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, тревога, это праздник со слезами на глазах.)
– Вы можете использовать как предложенные мной варианты ответов, так и свои.
Затем дети по своему желанию комментируют свой выбор.
Педагог: – Ребята, а вы часто обижаетесь на своих близких? А из-за чего? (ответы) Отказали в покупке чего-либо.
Блиц-интервью: – Быстро завершите предложение: «Мне нужны деньги, чтобы…».
Педагог: – Итак, судя по вашим ответам , можно сделать следующий вывод: для удовлетворения ваших потребностей необходимо большое количество денег. А всегда ли ваши потребности совпадают с вашими возможностями и возможностями ваших родителей? И что же делать в такой ситуации?
– Вы согласны с тем, что ведение домашнего хозяйства – это труднейшая задача? Но с ней можно справиться. Сегодня многих людей уже не устраивает простая, посвященная заботам о семье жизнь. Реклама товаров, их изобилие старается соблазнить людей их приобрести и миллионы отцов и матерей уделяют много времени работе, чтобы позволить себе купить эти товары.
В то же время другим людям приходится каждый день бороться за то, чтобы на их столе была хоть какая-то еда. Они вынуждены устраиваться сразу на две работы только для того, чтобы заплатить за самое необходимое.
Да, современной семье живется не всегда легко. Ведь для жизни нужно больше, чем лишь пропитание. А на какие еще расходы нужны деньги в семье? Давайте посоревнуемся! (Дети, разделившись на две команды, пишут на доске ответы, затем зачитывают их, педагог дополняет.)
Расходы: кредит, питание, авто, одежда, медицинские расходы, развлечения, подарки, мелкие покупки, коммунальные услуги, Интернет, мобильный телефон.
Долгосрочное планирование: покупка дома, квартиры, оплата образования, отпуск. (Чтобы накопить на эти вещи, нужно отказаться от привычных ежемесячных трат.)
Деньги на черный день: кризис, внезапная болезнь, безработица.)
Важные события жизни: бракосочетание, рождение ребенка, учеба, переезд в другой город, выход на пенсию.
Вывод:
– Если мы ограничимся удовлетворением своих потребностей и не будем потворствовать своим желаниям, то жить станет легче. Нужно быть предусмотрительным и уметь заранее спланировать, как наилучшим образом распорядиться имеющимися средствами.
Педагог:
– Что может ухудшить экономическое положение семьи? Попробуйте нарисовать свой ответ схематично и рассказать о нем.
(алкоголь, сигареты, наркотики, долги под большие проценты для покупки чего-нибудь ненужного, покупки под настроение).
– Откуда берутся деньги в ваших семьях. Какие способы зарабатывания вы считаете законными, а какие преступными?
Игра «Поверь в себя». Участникам раздаются карточки с вопросами, они должны найти соответствующую карточку с ответом.
Вопросы:
- Трое подростков договорились совершить кражу коммерческого киоска (продуктового магазина). Двое начали взламывать дверь, а третий, осознавая всю отвратительность этих действий, решил отказаться от своего преступного замысла, незаметно отошел в сторону и убежал. Будет ли отвечать за кражу тот, кто убежал?
- С каких лет может человек нести уголовную ответственность?
- Имеет ли право подросток 13-15 лет совершать торговые сделки?
- Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 15 до 18 лет?
- Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком или подростком до 15 лет?
- Какие отношения регулирует государственное право?
Ответы:
- Родители или лица их заменяющие.
- Нет, так как он добровольно отказался от совершения кражи и юридической ответственности не несет.
- Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет сами несут ответственность. Вред должен быть возмещен родителями и ответственность возлагается на родителей, а не на школу и какое-либо другое учреждение.
- Гражданское право регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения.
- Нет, в законе прямо указывается, что сделка, совершенная ребенком, не достигшим 15 лет, является недействительной. Ее участники обязаны возвратить друг другу все, полученное при сделке. Суд может признать недействительной сделку, заключенную подростками в возрасте 15-18 лет.
- С 16 лет человек отвечает за совершение любого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. С 14 лет – за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, грабеж, кражу, злостное хулиганство, умышленное уничтожение или нанесение повреждений государственному, общественному или личному имуществу граждан, за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.
Педагог:
– Вы делаете покупки самостоятельно? Какие? Представьте такую ситуацию: вы приезжаете с летнего отдыха домой; естественно, съестных припасов нет, а маму срочно вызвали на работу, никого из взрослых дома нет. Вы должны самостоятельно приобрести продукты и приготовить блюда. Разделившись на команды, спланируйте покупку на сумму, не превышающую 1000 рублей. Будьте экономны. Подсчитайте, сколько потратили денег и расскажите рецепт приготовления ваших блюд.
Педагог подводит итог выполнения задания.
Один из детей читает басню И.Крылова «Лебедь, рак и щука».
Педагог:
– А в семьях бывают такие ситуации, когда нет согласья?
Игра «Семейные проблемы». Дети разделены на две команды – 2 семьи. Распределяют между собой роли. Им предлагается ситуация: «Отец предлагает купить в кредит автомобиль». Одна «семья» ведет себя, как «лебедь, рак и щука», а другая демонстрирует полное согласие и понимание.
Например: бабушка против. Потому что боится безработицы. А на даче нужно делать пристройку; сын требует наконец-то купить ему компьютер; мама давно мечтает отправиться в путешествие к морю.
Вторая команда: бабушка готова пожертвовать сбережениями на первый взнос; сын поможет отцу отремонтировать старое авто для дальнейшей продажи, а мама говорит, что сократит сумму расходов на одежду.
Итог занятия.
EnableInternalCSP_request