МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 августа 2013 г. N 391а
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В целях реализации подпункта «к» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и планом мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р, приказываю:
- Утвердить методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания (далее — Методические рекомендации), согласно приложению.
- Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В. Самарина) и Департаменту комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф. Колбанов) осуществлять методическое и информационное сопровождение деятельности по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
применять Методические рекомендации при проведении независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания;
осуществлять мониторинг введения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания, в соответствии с приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. N 234а.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко.
Министр
М.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу Минтруда России
от 30 августа 2013 г. N 391а
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
- Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения (далее соответственно — организации социального обслуживания, Методические рекомендации), разработаны в целях обеспечения единых подходов и требований к функционированию независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания (далее — независимая оценка), а также оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественным советам при указанных органах, ответственным за проведение независимой оценки (далее — общественные советы).
- Под независимой оценкой в целях Методических рекомендаций понимается оценка деятельности организаций социального обслуживания в соответствии с критериями и показателями оценки, определенными общественным советом в установленном порядке, и составление рейтингов качества работы организаций социального обслуживания (далее — рейтинг) на основе следующих принципов:
законность;
открытость и публичность;
добровольность участия общественных объединений;
независимость мнений граждан, экспертов, общественных объединений;
полнота информации, используемой для проведения оценки;
компетентность и профессионализм членов общественного совета.
- Участниками независимой оценки являются:
общественные советы;
попечительские (общественные, наблюдательные) советы организаций социального обслуживания;
всероссийские, региональные и муниципальные общественные объединения в сфере социального обслуживания;
организации социального обслуживания;
граждане — получатели социальных услуг в сфере социального обслуживания, их родственники и члены семьи, законные представители;
экспертное сообщество;
рейтинговые агентства, средства массовой информации.
- Под организациями социального обслуживания для целей Методических рекомендаций понимаются государственные (муниципальные) учреждения, оказывающие социальные услуги в сфере социального обслуживания, а также организации иных форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания.
- Независимая оценка проводится в обязательном порядке в отношении государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
- К государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания, относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры, а также иные учреждения социального обслуживания населения.
- Организации иных форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания, вправе на добровольной основе участвовать в проведении независимой оценки и предоставлять информацию о своей деятельности для включения их в перечень организаций социального обслуживания для проведения независимой оценки и формирования рейтингов (далее — Перечень).
В случае подтверждения добровольного участия таких организаций в проведении независимой оценки на них распространяются все требования по обеспечению проведения независимой оценки, предъявляемые к государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания.
- Организацию проведения независимой оценки в субъекте Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение независимой оценки (далее — Уполномоченный орган), на который возлагается:
общее организационное обеспечение проведения независимой оценки;
мониторинг проведения независимой оценки на региональном уровне;
обеспечение технической возможности выражения мнений потребителями социальных услуг о деятельности организаций социального обслуживания и удовлетворенности результатами социального обслуживания на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и официальных сайтах организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Уполномоченного органа (при наличии).
- В целях содействия проведению независимой оценки Уполномоченным органом формируется общественный совет.
- Общественные советы:
формируют Перечни;
определяют критерии и показатели качества работы организаций социального обслуживания;
устанавливают порядок проведения независимой оценки организаций социального обслуживания на основании принятых показателей качества работы организаций социального обслуживания, с учетом пунктов 21 и 22 Методических рекомендаций;
организуют работу по изучению, обобщению и анализу общественного мнения о качестве работы организаций социального обслуживания, в том числе сформированного общественными организациями, профессиональными сообществами и иными независимыми экспертами, анализу рейтингов;
направляют в Уполномоченный орган информацию о результатах независимой оценки, а также предложения по организации независимой оценки, улучшению качества работы организаций социального обслуживания и доступа получателей социальных услуг к информации о них;
осуществляют иные функции, определяемые Уполномоченным органом в положении об общественном совете.
- Состав общественного совета формируется из числа представителей всероссийских, региональных и муниципальных общественных объединений в сфере социального обслуживания, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, других заинтересованных организаций и независимых экспертов. При формировании состава общественного совета необходимо обеспечить представительство от общественных объединений, представляющих интересы всех категорий населения, получающих социальные услуги в учреждениях. При этом следует обеспечить отсутствие конфликта интересов в отношении членов общественного совета.
- Уполномоченный орган обеспечивает размещение информации об общественном совете, в том числе положения об общественном совете, сведения о его составе, протоколов заседаний общественного совета на официальном сайте Уполномоченного органа в сети «Интернет».
- При проведении заседаний общественного совета обеспечивается их открытость и публичность, в том числе посредством привлечения средств массовой информации на заседания общественного совета, он-лайн трансляций заседаний, публикации результатов деятельности общественного совета за отчетный период.
- Перечни рекомендуется определять в соответствии с реестрами поставщиков социальных услуг с учетом:
типов организаций (организации стационарного, полустационарного (нестационарного) социального обслуживания и организации надомного социального обслуживания);
видов организаций, определенных в субъекте Российской Федерации;
видов социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
категорий получателей социальных услуг.
- Рейтинги организаций социального обслуживания формируются в соответствии с Перечнем при наличии в нем не менее 5 организаций социального обслуживания, а также рекомендациями, предусмотренными пунктом 14 Методических рекомендаций.
- В целях формирования рейтинга организаций социального обслуживания используется десятибалльная система оценки, которая утверждается общественным советом.
- Проведение независимой оценки и формирование рейтинга рекомендуется осуществлять не реже одного раза в год.
- Уполномоченный орган определяет организацию-оператора по проведению мониторинга деятельности организации социального обслуживания для формирования рейтингов (далее — организация-оператор) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом Уполномоченный орган обеспечивает участие общественных советов в определении организации-оператора.
- Организация-оператор проводит независимую оценку в соответствии с пунктами 28 — 33 Методических рекомендаций.
Предварительные результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе проекты рейтингов, методика их формирования и обоснование результатов рейтингования (далее — интерпретация рейтингов), подлежат обязательному рассмотрению общественным советом.
Результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе рейтинги, методика их формирования и интерпретация рейтингов, размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в сети «Интернет», в том числе в формате открытых данных (xml, csv), в течение трех рабочих дней с момента их одобрения общественным советом.
- Независимую оценку могут проводить также иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели (далее — иные организации, осуществляющие независимую оценку).
Результаты независимой оценки, проведенной иными организациями, осуществляющими независимую оценку, подлежат обязательному рассмотрению общественным советом.
Информация о результатах проведения независимой оценки, предоставляемая в Уполномоченный орган иными организациями, осуществляющими независимую оценку, должна содержать рейтинги, описание методики их формирования и интерпретацию рейтингов, которые размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в сети «Интернет» в течение десяти рабочих дней с момента их представления в Уполномоченный орган.
- Для проведения независимой оценки рекомендуется использовать показатели качества работы организаций социального обслуживания населения, характеризующие:
1) открытость и доступность информации об организации:
уровень рейтинга на сайте www.bus.gov.ru (от 0 до 1);
полнота, актуальность и понятность информации об организации, размещаемой на официальном сайте (баллы);
наличие и доступность способов обратной связи с получателями социальных услуг (балл);
доля лиц, которые считают информирование о работе организации и порядке предоставления социальных услуг достаточным, от числа опрошенных (%);
2) комфортность условий и доступность получения социальных услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
степень выполнения условий доступности для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других лиц, учитывающих ограничения их жизнедеятельности при предоставлении социальных услуг в организациях (баллы);
соответствие площадей жилых помещений организаций установленным санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативам в расчете на одного обслуживаемого (%);
удовлетворенность условиями (помещение, имеющееся оборудование, мебель, мягкий инвентарь, хранение личных вещей и т.п.) предоставления социальных услуг (%);
3) время ожидания в очереди при получении социальной услуги:
среднее время ожидания получения услуг в организации социального обслуживания (дн.);
доля получателей услуг, оценивающих время ожидания получения социальных услуг как незначительное, от числа опрошенных (%);
4) доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации:
доля получателей услуг, которые высоко оценивают доброжелательность, вежливость и внимательность социальных и иных категорий работников организаций, от числа опрошенных (%);
доля получателей услуг, которые высоко оценивают компетентность социальных и иных категорий работников организаций, от числа опрошенных (%);
5) удовлетворенность качеством обслуживания в организации:
доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в организации, от числа опрошенных (%);
доля получателей социальных услуг, удовлетворенных условиями проживания в одно-, двух-, трех- или четырехместных жилых комнатах организаций стационарного социального обслуживания, от числа опрошенных (%);
доля получателей социальных услуг, которые готовы рекомендовать организацию друзьям, родственникам, знакомым, от числа опрошенных (%);
доля получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, от общего числа получателей услуг (%);
число обоснованных жалоб получателей социальных услуг на качество услуг, предоставленных организацией (жалоб на 100 получателей услуг);
удовлетворенность качеством питания (%);
удовлетворенность качеством проводимых мероприятий, имеющих групповой характер (оздоровительных, досуговых, профилактических и пр.) (%).
- Дополнительно к показателям, указанным в пункте 21 Методических рекомендаций, могут использоваться иные показатели.
- Для расчета показателей, указанных в пункте 21 Методических рекомендаций, с учетом особенностей деятельности организации социального обслуживания рекомендуется использовать следующие источники информации, необходимой для проведения независимой оценки:
1) результаты анализа нормативных правовых актов, устанавливающих значения рассматриваемых параметров деятельности организаций социального обслуживания;
2) результаты анализа статистической информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций социального обслуживания;
3) результаты опроса (глубинное и формализованное, полуформализованное интервьюирование, интервью, проводимые в порядке самообследования организаций, анкетирование, проведение фокус-групп):
получателей социальных услуг;
работников организаций;
руководителей организаций о качестве работы поставщиков социальных услуг;
представителей общественных объединений, экспертного сообщества.
При необходимости могут быть использованы такие источники информации, как результаты проведения контрольных закупок, включенное структурированное наблюдение в местах оказания социальных услуг, результаты экспертных оценок.
- В качестве дополнительных источников информации целесообразно использовать:
результаты проведенных мониторингов в сфере социального обслуживания;
информацию общественных объединений;
информацию попечительских (общественных, наблюдательных) советов организаций социального обслуживания;
информацию экспертного сообщества, рейтинговых агентств, средств массовой информации.
- В целях информационного обеспечения проведения независимой оценки и расчета показателей, указанных в пункте 21 Методических рекомендаций, организациям социального обслуживания с учетом особенностей их деятельности рекомендуется обеспечить формирование открытых информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности организации социального обслуживания, в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением N 1 к Методическим рекомендациям, и доступ к таким ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях организации социального обслуживания, средствах массовой информации, сети «Интернет».
- Информацию о деятельности организации социального обслуживания рекомендуется размещать на официальном сайте организации социального обслуживания в сети «Интернет», в том числе в формате открытых данных (xml, csv).
- Проведение независимой оценки показателей качества работы организаций социального обслуживания рекомендуется осуществлять последовательно в 4 этапа.
- На первом «организационном» этапе осуществляются следующие мероприятия:
1) определение (при необходимости дополнение) Перечня в текущем периоде;
2) уточнение (дополнение) при необходимости показателей качества работы организаций социального обслуживания;
3) определение методов сбора первичной информации и уточнение требований к методикам их применения.
- На втором «подготовительном» этапе:
1) проводится анализ нормативно-правовой базы о социальном обслуживании, мнений экспертов, представителей получателей социальных услуг, открытых источников информации с целью составления предварительного перечня проблем для изучения;
2) осуществляется разработка методик и инструментария сбора первичной информации, в том числе рекомендаций интервьюерам (последовательность задаваемых вопросов, описание вариантов поведения в зависимости от ответов респондента, порядок опроса), форм для регистрации первичной информации, анкет (примерный образец анкеты по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в организациях социального обслуживания приведен в приложении N 2 к Методическим рекомендациям).
- На третьем «сбор первичной информации» этапе рекомендуется осуществлять:
1) анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций социального обслуживания, с целью определения или уточнения, учета динамики нормативно устанавливаемых значений оцениваемых параметров и показателей деятельности организации;
2) проведение «полевого этапа» исследования — сбор первичных данных и их обработка в соответствии с разработанными методами, выбранными или разработанными методиками;
3) сбор статистических данных;
4) проведение анкетирования (опросов);
5) независимый выборочный контроль исполнителей, осуществляющих сбор первичной информации;
6) формирование итоговых массивов данных, заполнение отчетных форм представления информации.
- На четвертом «анализ и оценка качества работы организаций социального обслуживания» этапе рекомендуется обеспечить:
1) систематизацию выявленных проблем деятельности организации социального обслуживания;
2) сопоставление фактических и нормативно установленных значений исследуемых параметров;
3) выявление территориальных и иных особенностей исследуемых параметров деятельности организаций социального обслуживания;
4) анализ динамики значений исследуемых параметров и показателей;
5) сопоставление нормативно установленных значений исследуемых параметров деятельности организаций социального обслуживания с выявленными проблемами и ожиданиями получателей социальных услуг;
6) расчет интегральной оценки качества работы организаций социального обслуживания и формирование рейтинга;
7) общественное обсуждение результатов независимой оценки в отчетном периоде и разработка предложений по улучшению качества работы организаций социального обслуживания;
8) публикацию результатов независимой оценки, в том числе рейтингов.
- Рейтинг формируется путем упорядочивания присвоенных организациям социального обслуживания порядковых номеров.
Каждой организации социального обслуживания, вошедшей в Перечень, присваивается порядковый номер по мере уменьшения значения интегральной оценки качества работы. Организации социального обслуживания, получившей наивысшую интегральную оценку качества работы, присваивается 1-й номер.
Интегральная оценка качества работы организации социального обслуживания Ик рассчитывается по следующей формуле:
, где:
— значение показателя по десятибалльной шкале (перечень рекомендуемых показателей оценки качества работы организации социального обслуживания приводится в приложении N 3 к Методическим рекомендациям);
— значение весового коэффициента показателя , при этом сумма всех весовых коэффициентов .
Значения весовых коэффициентов показателей устанавливаются общественным советом методом экспертных оценок с учетом рекомендуемой значимости показателей по десятибалльной шкале в соответствии с приложением N 3 к Методическим рекомендациям. При этом значения весовых коэффициентов рекомендуется устанавливать с учетом общей значимости набора показателей по общим критериям: