С каждым годом возрастает количество детей имеющих проблемы в речевом развитии. К началу обучения в школе у многих из них отмечаются нарушения звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, лексико – грамматического строя и связной речи.
Зачастую родители не относятся к недоразвитию речи своего ребенка как к серьезной проблеме. Многие считают, что «все само разовьется, да и в школе всему обучат». Однако, именно дети с различными речевыми отклонениями чаще всего становятся неуспевающими школьниками.
Неясная речь ребенка значительно затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает негативный отпечаток на характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, нерешительными.
Буквально с начала школьного обучения ребенок широко пользуется речью: дает ответы в присутствии всего класса, задает вопросы, читает вслух, при этом недостатки речи обнаруживаются сразу.
Недоразвитие устной речи влияет на формирование письменной речи и, как правило, является причиной неуспеваемости школьников по русскому языку и чтению. В результате у детей на письме появляются многочисленные дисграфические и орфографические ошибки: пропуски, вставки, перестановки букв или слогов, нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и приставок. К нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, что характерно для детей данной категории. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв или в неправильном расположении элементов букв.
Недоразвитие различных звеньев речевой системы, при отсутствии специальных коррекционных занятий, может повлечь за собой ряд вторичных отклонений: недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение уровня памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания, снижение уровня обобщений, недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Какими речевыми навыками и умениями должен владеть будущий первоклассник:
- сформированность звуковой стороны речи: ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением;
- умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный звук из состава слова, анализ гласных из трех звуков, анализ обратного слога, слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.
- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных;
- сформированность грамматического строя речи: умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам;
- владение связной речью: умение использовать в своей речи развернутые высказывания, владеть пересказом текста, составлять рассказы по картинке (серии картинок), составлять самостоятельно рассказ – описание.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большую роль здесь играет и влияние окружающих: ребенок учится на примере речи близких ему людей.
Вот несколько советов родителям для развития правильной речи у детей:
- Разговаривайте с детьми и при них грамотной культурной речью.
- Ежедневно читайте ребенку.
- Как можно чаще ведите диалог с ребенком, просите его рассказывать вам о чем-либо.
- При беседе с ребенком все слова произносите четко и внятно, во фразах меняйте слова местами.
- Не принуждайте ребенка заниматься, а попробуйте внести в занятия элемент игры.
- Не перегружайте ребенка в стремлении сделать из него идеал.
- Используйте музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
- Развивайте мелкую моторику рук.
- Не ругайте и не наказывайте ребенка из-за проблем с речью.
Примеры речевых игр, которые помогут вам с ребенком весело и с пользой провести время.
«Придумываем сказку».
Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.
«Игра в слова».
Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.
«Похожие слова».
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
«Два приятеля»
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый) и т.д.
«Семейная олимпиада».
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Два брата».
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище.
«Назови ласково».
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая)
Компьютер, телевизор и новомодные гаджеты не заменят детям вашей живой речи и общения. Учите ваших детей красиво и грамотно говорить, выражать свои мысли, уметь слушать и слышать, — и школьное обучение не покажется вам и вашему ребенку тяжелым и сложным.
Логопед ГКУСО МО «Серпуховский ГСРЦН» Паринская И.А.