Консультация для родителей «Гиперактивные дети»
Консультация для родителей «Гиперактивные дети»
Все дети, безусловно, активны, подвижны.
Но где грань, когда такое поведение — норма, а когда уже нарушенное поведение?
Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности:
Дефицит активного внимания:
- непоследователен;
- не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;
- невнимателен к деталям;
- при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;
- плохо слушает, когда к нему обращаются;
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации;
- избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;
- легко отвлекается;
- часто сменяет деятельность;
- часто бывает забывчив;
- легко теряет вещи.
Двигательная расторможенность:
- постоянно ерзает;
- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);
- часто совершает резкие движения;
- очень говорлив;
- быстрая речь.
Импульсивность:
- начинает отвечать, не дослушав вопрос;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
- при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, но одних уроках он успешен, на других — нет);
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
- поддерживать дома четкий распорядок дня;
- выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
- отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
- сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
- не приказывать, а просить (но не заискивать);
- не настаивать на том, чтобы ребенок немедленно принес извинения.
- работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
- снизить требования к аккуратности в начале работы.
- сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
- договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
- предоставлять возможность выбора.
- оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
Ограничения:
- Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
- Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
- Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
- Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.
Как играть с таким ребенком?
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
- «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
- «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
- «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
- «Час тишины и час можно».
- «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.