Гиперактивность – что это? - ГКУСО Московской области Семейный центр помощи семье и детям Серпуховский

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Гиперактивность – что это?

ПАМЯТКА для педагогов

pamyatka-2Гиперактивным сейчас готовы называть почти любого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя.

Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легко возбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист психоневролог, невропатолог.

 ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК  – КАКОЙ ОН?

  • Невнимательный

—         С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр

—         Часто допускает ошибки из-за небрежности

—         Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

—         Часто оказывается  не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца

—         Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания

—         Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.

—         Часто теряет свои вещи

—         Легко отвлекается на посторонние стимулы

Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

  • Гиперактивный

—    Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.

—    Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на  месте

—    Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.

—   Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.

—    Часто находится в постоянном движении, «будто к нему  прикрепили мотор».

—    Часто бывает болтливым.

  • Импульсивный

—   Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не  выслушав их до конца.

—   Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

—   Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.

—   Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!

      РЕКОМЕНДАЦИИ  ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

1. Хорошее  поведение и успехи в учебе  вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2.  При выполнения какой либо деятельности – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В группе  желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Режим дня должен быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло.

6.  Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.

7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет  экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться к условиям  в  коллективе – воспитывайте навыки работы, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

11. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.

12. Всегда помните: необходимо договариваться (но не заискивать), а не стараться сломить.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ

Игра «Море волнуется»

Цель: контролировать двигательную активность.

Дети плавно качают руками из стороны в строну приговаривая: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три..» Ведущий неожиданно выкрикивает: «Замри!» Дети сразу же должны замереть. Выигрывает тот кто дольше всех простоит неподвижно.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель: контроль импульсивности.

Два ребенка встают спина к  спине, сцепившись руками, и пробуют походить в разных направлениях, попрыгать, что-то взять. Важно научить детей договариваться.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: контроль импульсивности.

Игра с мячом. Перечисляются разные предметы: если съедобное, нужно ловить, несъедобное – прятать руки.

Игра «Запомни игрушку и опиши ее».

Цель: развитие памяти, концентрации внимания.

Ребенку демонстрируется игрушка. Его просят запомнить ее как можно лучше. Затем игрушку убирают и просят рассказать о ней.

Составитель: педагог–психолог Зубку И.В.

  2014г.

Скачать памятку .doc