Памятка для родителей «ГРОМКИЙ НЕПОСЕДА или что делать с гиперактивными детьми?»
Они бывают невыносимы – гиперактивные дети. Иногда кажется, что они делают все, чтобы проверить, каков запас терпения у людей. Такое впечатление, что цель и смысл их жизни – вызывать ярость, слезы и отчаяние у родителей, учителей, других детей. Они кружатся, вертятся, бегают, кричат. Особенно «расходятся», когда надо спокойно пережевать завтрак, писать контрольную или просто помолчать.
Гиперактивность—это нарушения в поведении, связанные с импульсивностью, повышенной двигательной активностью и недостатком внимания.
Родителям и педагогам важно помнить, что:
Ребенок не специально ведет себя так, чтобы доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Он просто плохо управляет собственным поведением и эмоциями.
Воспитывать гиперактивного ребенка – огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и его окружения, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребенку в его деятельности.
«Скорая помощь»
при работе с гиперактивным ребенком:
- Отвлеките ребенка от его капризов.
- Предложите выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка). Задайте неожиданный вопрос.
- Откажитесь в своей речи от слов/ фраз в категорической форме, запрещающих действие ребенка.
- Используйте просьбы – они эффективнее приказаний (но не заискивайте).
- Выслушайте то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографируйте ребенка или подведите его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставьте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Вредно настаивать, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения – это редко приносит свои результаты.
- Откажитесь от нотаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Воспитание гиперактивного ребёнка
- Упорядочите режим дня и недели и приурочить выполнение того или иного задания к определенному часу.
- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заранее заведенный будильник, это способствует снижению агрессии.
- Установите четкие правила для всех членов семьи.
- Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Договаривайтесь с ребенком о том, что необходимо делать и неотступно выполнять это. Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
- Применяйте наказание непосредственно после произошедшего и так, чтобы ребенку было понятно, чем оно вызвано (т.к. гиперактивные дети склонны быстро забывать), но лучше, если ребенок ощутит естественные последствия своего неправильного поведения
- Хвалите!!! Отмечайте хорошие поступки, даже если они незначительны. Похвала НЕ ДОЛЖНА содержать в себе скрытого порицания типа: «Чудесно! Если ты хочешь, значит ты можешь!»
- Давайте возможность много двигаться и играть! Салки, прятки, догонялки, пятнашки, игры соревновательного характера, прыжки на батуте, цирковые упражнения, фокусы, акробатика помогают детям лучше познать себя и своё тело. Особенно хороши борцовские виды спорта: дзюдо и карате (для развития навыка управления своим телом и поведением), а также рыбная ловля и верховая езда.
- Участвуйте в играх ребенка.
Только при наличии терпения, понимания и поддержки со стороны окружающих взрослых возможны позитивные изменения в ребенке
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ
Игра «Запретное слово» (посчитаем)
Цель: тренировка навыков саморегуляции, внимания
Ведущий называет вслух цифры. Играющий повторяет их (может вместе с отцом и братом) хором, кроме одной цифры, повторять «7» нельзя-запрещено. Вместо запретной цифры хлопок в ладоши.
Игра «Черепахи»
Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.
Участники встают по одну сторону ковра, тренер стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.
В процессе обсуждения дети рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снимает напряжение, снимает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.
Содержание: Взрослый кладет на стол 6-7 предметов мелких различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный пузырек, бусы, вату. Ребенку предлагают оголить руку по локоть, объясняют ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек » прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными (к щеке, к колену, к ладони).
Можно меняться ролями.
Составитель: педагог–психолог Зубку И.В.
2014 г.
EnableInternalCSP_request