Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов - ГКУСО Московской области Семейный центр помощи семье и детям Серпуховский

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий

к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая  стадия:

¢      приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

¢      исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

¢      возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

¢      возникают недоразумения с коллегами;

¢      появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

¢      притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

¢      безразличие ко всему.

Симптомы профессионального выгорания

 

ПЕРВАЯ ГРУППА

Психофизические симптомы:

¢        чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

¢      ощущение эмоционального и физического истощения;

¢      снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);

¢      общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

¢      частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

¢      резкая потеря или резкое увеличение веса;

¢      полная или частичная бессонница;

¢      постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

¢      одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

¢      заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

 

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы:

¢           безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

¢           повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

¢           частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);

¢      немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;

¢      постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

¢      чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

¢      чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

¢      общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Поведенческие симптомы:

¢           ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

¢           сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

¢           постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

¢           чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

¢           невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

¢           дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

                Во-первых:

¢      хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

¢      высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

         Во-вторых:

¢      опыт успешного преодоления профессионального стресса;

¢      способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

¢      высокая мобильность;

¢      открытость;

¢      общительность;

¢      самостоятельность;

¢     стремление опираться на собственные силы.

            В-третьих:

¢      способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания

¢      НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.

¢      НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

¢      НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

¢      НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

¢      Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

¢      Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

¢      Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

¢      Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Скачать памятку .doc

EnableInternalCSP_request