Тренинг «Как сказать нет»
Тренинг «Как сказать нет»
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сложная социальная среда порождает ощущение беспомощности и отчаяния у многих людей этого мира. Подросток плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопиться жить, торопится войти в мир взрослых. Все хочется попробовать, обо всем составить собственное мнение. Все это происходит на фоне повышенной внушаемости, склонности к группированию и подражательным действиям. Через наркотики удается удовлетворить любопытство, подчиниться не совсем порядочному лидеру, подражать «моде», стать безыдейными и безнравственными. Параллельно идет поражение биологической составляющей организма, возникают социальные последствия, переходящие в этическую проблему.
Цель тренинга:
обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи тренинга:
(1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
(2) изменение отношения детей к наркомании;
(3) умение сказать «Нет наркотикам»;
(4) формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход занятия:
Следует игра-разминка, например: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.
Принятие правил работы. (10 мин)
Психолог кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы:
(1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
(2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
(3) критикуя — предлагай;
(4) не давать оценок другим участникам;
(5) вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой.
Послушайте, подумайте о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии.
Сколько печальных минут в этом мире,
Сколько проблем и забот.
Неумолимо, всё шире и шире,
Круг обречённых растёт.
Круг из забвения, из пойманных в сети
Смертной, пустой тишины.
Кто среди них? И подростки, и дети.
Цели их жизни просты:
Взять и уйти, в нереальности скрыться,
Встретить фантазии сон.
Не замечать надоевшие лица,
Мир. Для чего нужен он?
Кажется всё незабвенно, красиво.
Но ярко пылающий свет,
Тот, что жить обещает счастливо,
В чёрное платье одет.
Анна Арькова
Упражнение «Мозговой штурм»
Психолог просит группу ответить на вопросы:
(1) существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
(2) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
(3) что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
(4) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
(5) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
(6) знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?»
От нечего делать, из любопытства, за компанию, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение…
При обсуждении обратите внимание группы на альтернативные способы достижения эффекта без психоактивных веществ.
Причины | Последствия |
За компанию | Смерть от передозировки |
Модно | Потеря уважения окружающих |
Назло родителям | Чтобы испытать новые ощущения |
Конфликты с родителями | Гепатиты и СПИД |
Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотики или нет, а тот кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.
Упражнение «ассоциации»
Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Для игры необходимы ручки и листы бумаги.
Даётся задание: «назовите 2 — 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите — «наркотики», «наркомания», «зависимость».
После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Упражнение «Сопротивление»
Учащиеся разбиваются на пары. Нужно встать друг против друга на расстояние вытянутой руки. Затем участники поднимают руки до уровня груди и соприкасаются ладонями.
Упражнение проходит в два этапа:
1) Оказать сопротивление и ощутить давление партнера, но при этом нельзя его сталкивать с места.
2) Столкнуть напарника, но при этом устоять на своем месте.
Упражнение «Путь утрат»
Каждому подростку раздается по 8 карточек (8*5 см).
Всех участников просят на писать на первых двух карточках самую любимую еду или лакомство — по одному на каждой карточке. На следующих двух напишите по одному любимому занятию, увлечению, хобби – тоже по одному на каждой карточке.
Также заполните следующие две карточки – напишите на каждой по одной важной жизненной цели или мечте.
На следующих двух карточках напишите имена самых любимых, самых значимых для вас людей.
Теперь вы держите в руках нечто очень ценное для вас. Представьте, что в вашей жизни что-то произошло, и в результате вам приходится чем — то пожертвовать. Скомкайте бумажку и бросьте рядом со своим стулом…
Вскоре вам приходится снова чем-то жертвовать. Снова вы берете, чем вы готовы жертвовать. Снова комкаете бумажку и бросьте рядом со своим стулом, и так пока все бумажки будут уничтожены (это может вызвать бурные эмоции участников).
Психолог говорит: «Сейчас соберите все свои карточки, расправьте их. Вы никого и ничего не потеряли. Представьте их перед собой. Подумайте, как хорошо, что они есть».
Обсуждение.
Составитель: педагог — психолог Зубку И.В
Завершение работы
На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы, выяснить, как участники усвоили информацию.
EnableInternalCSP_request