Летнее путешествие по стране знаний и развлечений
Утверждаю:_______________________________
Директор ГКУСО МО «Серпуховский городской
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Кондрашова С.В.
Летнее путешествие
по стране знаний и развлечений
Составили и провели:
педагог-психолог Зайцева Е.А.
педагог-психолог Бесшапошникова Ж.А.
2013-2014 уч.год
Цикл больших психологических игр состоит из 6 занятий. Занятия проводятся 1 раз в две недели. В конкурсно — соревновательной форме двух путешествующих команд. Команды формируем смешенные по группам, возрасту и полу. Приблизительно одинаковых по силе и возможностям от 4 до 6 человек в каждой команде.
Возраст детей: 5-7 лет
Время проведения одного занятия: 35-40 минут
Цель:
Развитие эмоциональной грамотности, создание атмосферы радости и успешности.
Задачи:
— Закрепление знаний детей о различных эмоциональных состояниях;
— Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и своё;
— Снятие эмоционального напряжения;
— Развитие умения отображать мимикой и пантомимикой различные эмоциональные состояния;
— Развитие коммуникативных навыков, укрепление дружеских отношений между детьми различных отделений;
— Формирование умения сорадоваться и сопереживать;
— Формирование умения адекватно реагировать как в ситуации проигрыша, так и победы;
— Способствовать развитию таких личностных качеств как: дружелюбие, взаимовыручка, сплоченность, честность, стремление к победе (успеху), воле, выдержке и терпению;
— Умение подчиняться правилам игры;
— Развитие мелкой моторики, скоординированности движения обеих рук ;
— Развитие скорости, ловкости и точности движений.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.
Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата
Предполагаемый психологический результат.
Обогащение мира эмоций и чувств детей. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний. Дети научатся понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние; будут, иметь представление о способах выражения собственных эмоций; научатся управлять своими эмоциями и чувствами.
Большая психологическая игра №1
Тема: «В царстве эмоций и чувств» (I)
Материалы, необходимые для проведения игры:
— магнитофон;
— цветные смайлики;
— разрезанные цветные картинки с эмоциями;
— воздушные шары;
— призы
Описание сюжетной канвы
Дети путешествуют по Стране эмоций на воображаемом поезде, делая остановки на разных станциях. Они знакомятся со страной Эмоций, погружаются в ее атмосферу, проходят различные испытания, участвуют в состязаниях в конкурсно-командной форме.
Ход занятия
- Погружение в игру
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Мы проведем сегодня с вами интересное мероприятие. Будем путешествовать по необычной стране – по стране Эмоций. А вы слышали когда-нибудь об этой волшебной стране?
Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?
Любой человек может радоваться и грустить, плакать и смеяться, чувствовать обиду и боль. Все эти переживания и ощущения мы можем выразить своими эмоциями, переживать различные чувства в тех или иных ситуациях.
Ведущий 2: Нам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми.
Мы поговорим о настроении, будем различать и называть эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики и жестов.
Выполняя конкурсные задания, нужно быть очень внимательным, нужно проявить всю свою фантазию, творчество.
Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Поздоровайтесь друг с другом с радостью и весельем.
Правила поведения
Детям объясняется как необходимо вести себя во время игры.
- Начало путешествия
Упражнение «Приветствие”.
Ведущий 1: Итак, отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми успехами, впечатлениями, практическими работами. «Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Итак, в добрый путь!
Ведущий 2:
- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
Слово«эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает » потрясаю, волную”. - Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?
III. Конкурсы
Конкурс №1. Станция «Противоположности»
Ведущий 2: Мы будем говорить слово, а вам необходимо назвать слово противоположное по значению. Поочередно каждой команде
- Злой – добрый 1) Горе – радость
- Грустный – веселый 2) Глупый – умный
- Ужасный – прекрасный 3) Лживый – честный
- Молодой – старый 4) Слабый – сильный
Конкурс №2. Станция «Музыкальная»
Ведущий 1: Сейчас каждая команда услышит мелодию и вам нужно будет ее охарактеризовать, описать, какая она по настроению (грустная, веселая, быстрая, ритмичная, медленная и т.д).
Каждой команде по две композиции.
(звучит фонограмма)
Конкурс №3. Станция «Озорная» (под музыку «Барбарики»)
Ведущий 2: Рассыпаем на пол воздушные шарики красного и желтого цветов. Каждая команда должна лопнуть шарики своего противника. Чья команда лопнет больше шариков ногами, за время пока звучит музыка, та и выиграла.
Конкурс №4. Станция «Сказочных героев»
Ведущий 1: Чья команда вспомнит и назовет больше добрых и злых сказочных героев, та и победит на этой станции.
Конкурс №5. Станция «Складская»
Ведущий 2: На столе картинкой вниз раскладываются разрезанные изображения эмоций. Необходимо собрать картинку и распознать эмоцию. Дети по одному от команды собирают картинку и называют эмоцию.
- IV. Рефлексия. Выводы.
Ведущий 1: Мы побывали в царстве эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
- Что особенно понравилось?
- А что для вас было самым интересным?
Вывод:
Ведущий 2: изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.
- V. Заключительное упражнение. Подведение итогов. Награждение.
Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.
И напоследок я хочу сказать всем вам, ребята. Когда вы грустите, грустно становится и близким вам людям: прежде всего маме, вы можете заметить грусть в глазах учителя, воспитателя. Следите за проявлением своего настроения, радуйте окружающих своим хорошим настроением – все будет прекрасно и хорошо! Успехов вам! Аплодисменты командам!
Награждение – команде победителей – сладкие призы.
EnableInternalCSP_request