Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий
к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
¢ приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
¢ исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
¢ возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
¢ возникают недоразумения с коллегами;
¢ появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
¢ притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
¢ безразличие ко всему.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА
Психофизические симптомы:
¢ чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
¢ ощущение эмоционального и физического истощения;
¢ снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
¢ общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
¢ частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
¢ резкая потеря или резкое увеличение веса;
¢ полная или частичная бессонница;
¢ постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
¢ одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
¢ заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
ВТОРАЯ ГРУППА
Социально-психологические симптомы:
¢ безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
¢ повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
¢ частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
¢ немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
¢ постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
¢ чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
¢ чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
¢ общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Поведенческие симптомы:
¢ ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
¢ сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
¢ постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
¢ чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
¢ невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
¢ дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
¢ хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
¢ высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
¢ опыт успешного преодоления профессионального стресса;
¢ способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
¢ высокая мобильность;
¢ открытость;
¢ общительность;
¢ самостоятельность;
¢ стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
¢ способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Профилактика профессионального выгорания
¢ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
¢ НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
¢ НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
¢ НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
¢ Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
¢ Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
¢ Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
¢ Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
EnableInternalCSP_request